Леонид Райхельгауз

Доктор педагогических наук
Доцент
Кандидат физико-математических наук

Лекции

Лекция 1. «Теория превращается... превращается... в практику: что нужно моему ребенку и мне»
Ярославль 25.11.2021

Уважаемые родители!

Я сегодня здесь – для того, чтобы...
А собственно – для чего я здесь?

Да... Скорее всего - для того, чтобы рассказать – как получать радость от детей (шутка).
Для названия своего выступления я взял крылатую фразу из одного известного фильма и переделал её под нашу с Вами тематику.

1. Вступление: изменения в системе образования
(особенности процесса обучения в постиндустриальном пространстве)

Каждый родитель хочет как можно больше дать своему ребенку: водит его на всевозможные кружки, лепит-рисует-читает с ним, в выпускных классах выкладывается на репетиторов и подготовительные курсы.
Всё – для того, чтобы потом ребенок стал успешным, самостоятельным и в конечном итоге – счастливым. Согласны?
Но вот в чем проблема:
Вектор успешности и, соответственно, подготовка базы для успешности – в корне поменялись.
В 19-20 веках считалось, что прочно усвоенные школьные знания, ответственное выполнение четко поставленных задач гарантируют успешную карьеру и вообще – успешную жизнь.
В принципе, так и было.
А вот 21 век стал диктовать совсем другие условия для успешности.
Теперь мало заложить знания в головы детей. Востребованными стали творчество, инициатива, поиск новых решений для старых задач.
И вы, уважаемые родители, вероятно, видите это по своим детям: они отказываются уже по 8 часов сидеть и зубрить даты и правила... Не так ли?!
Но это – не потому, что они «разболтались и кнута для них нет».
Просто изменилась жизнь...Изменилось всё.. И дети это интуитивно чувствуют... Мы – понимаем (или не понимаем)... А они – чувствуют... И, соответственно, ведут себя по-другому. В том числе – во время обучения (в школе, дома, в учебном заведении).

2. Вопрос родителям: чего они хотят от ребенка?
(чтобы был удобным для школы или раскрыл таланты)

И что же делать родителям? Как теперь помочь детям? С чего начать мамам и папам?
Когда мне задают подобные вопросы, я всегда шучу: «Начните с бокала вина вечером...»

А если серьезно...
Вероятно, изначально родителям надо ответить на вопрос: чего они
хотят от своего ребенка?
И выхода здесь два:
1. Делать ребенка как можно более «соответствующим» требованиям школы.
2. Или же идти по пути раскрытия талантов детей.
Дело в том, что ВСЕ дети умные и талантливые. Да-да! Чтобы вы там мы, взрослые, не думали и не говорили!
Просто есть «умные» - для школы. Это дети, которые по своему психотипу легко могут воспроизводить алгоритмы, особенно в начальной школе.
Есть также другие дети. Тоже умные. Однако при этом слишком любознательные, и им воспроизводить школьные алгоритмы скучно. Такие дети, как говорят сейчас, слишком креативны. И их мозг протестует, чтобы каждый раз делать одно и то же. У таких детей может проседать внимание, память... И все они оказываются НЕУСПЕШНЫМИ - в рамках школы.
Что же делать родителям?
Желая сделать ребенка более успешным в школе, взрослые хотят ему помочь многократным повторением тех задач, которые ему плохо даются. Например, писать диктант 100 раз. Ситуация: ребенок в диктанте сделал 50 ошибок. «Двойка». Потом много тренировался. Стал делать 15 ошибок. И все равно – «двойка». А работа проделана большая. Или же другая ситуация: ребенок плохо приседает. И вот если каждый день заставлять ребенка приседать на 5 раз больше, то к концу лета приседать он будет как чемпион... ну или будет суставы лечить (шутка).
К чему это я говорю? – К тому, что с некоторыми вещами (как, например, математика или приседания) – нельзя делать каждый день на 5 примеров или приседаний больше – чтобы добиться лучшего результата.

3. Интеллект: составляющие интеллекта

Что же делать в таком случае?
Во-первых, разобраться с интеллектом. Интеллектом вообще, и интеллектом своего ребенка – в частности.
Известно, что интеллект состоит из:
1) познават.активности,
2) способности к суждениям
3) креативности

1) Познавательная активность - это наше желание познавать мир. И мы его познаем - когда у нас есть силы и ресурсы. И, главное, когда нам ничего не угрожает.
Вывод: познавательная активность гасится стрессом. Вывод для родителей: убираем стресс.

2) Способности к суждениям – это способности
- анализировать, оценивать, обрабатывать информацию,
- строить выводы, планы, стратегии
- видеть причины и следствия
- отличать главное от второстепенного
- оценивать аргументы
- оценивать контекст
- расширение кругозора
- системность мышления
Всё это делает человека умным, воспринимается всеми как «умность». Выводы для родителей: развивать эти способности.

3) Креативность – это способность из всей собранной и обработанной информации создать что-то новое. Это - творческая составляющая.
Человек может быть умным, но не креативным. И наоборот. То есть, например, кто-то из небольшого объема информации выдаст кучу идей. А кто-то прочитает всю мировую литературу и ничего не выдаст.
Выводы для родителей: оценить степень креативности своего ребенка... И не требовать от ребенка делать то, что ему не дано природой. Или же пробовать развивать креативность... По желанию...

4. Виды интеллекта

Теперь перейдем к видам интеллекта.
Их 10.
И задача родителей – это правильно ПОНЯТЬ интеллект своего ребенка, и не требовать, чтобы музыкант стал спортсменом, а любитель природы – музыкантом.

Итак, виды интеллекта:

1) Пространственный интеллект – способность ориентироваться в пространстве. Многое в нашей деятельности связано со способностью ориентироваться в пространстве. Если у ребенка – такой интеллект, ему будут хорошо даваться геометрия/стереометрия. И также будет хорошо развита мелкая моторика.
Лучшие профессии для таких людей: архитектор, футболист (понимать – куда ты, куда мяч, куда – остальные участники), работа в ателье закройщиком, ювелир, пластический хирург.

2) Телесно-кинетический интеллект – способность чувствовать свое тело и владеть своим телом. Такие дети ловкие, с хорошей координацией, они хорошо чувствуют свои мышцы.
При таком интеллекте детям сложно высидеть 45 минут в школе неподвижно.
И тут очень хорошо, если ребенка отведут в спортивную секцию. А там – как сложится.

3) Музыкальный интеллект – это способность чувствовать и передавать ритм, различать голоса птиц, разбираться в нотах.
Тут – прямая дорога в музыку – по любому направлению. Как в том анекдоте: «Если еврейский мальчик идёт без скрипочки - значит, он играет на фортепиано».
2 и 3 виды интеллекта – это фактически – одаренность. Если родители смогут это понять и главное – ПРИНЯТЬ – тогда стоит помочь ребенку развить его талант...
Если попробуете задушить на корню талант – считайте, что боретесь с интеллектом... Решение и выбор – за вами, уважаемые родители.

4) Вербальный интеллект – востребован в образовании. Это умение владеть речью, способность хорошо выражать свои мысли словами.

5) Логико-математический интеллект – это Я. Со всеми своими доказательствами и логическими советами.
Для школы – одаренный ребенок – это ребенок либо с 4), либо с 5) видом интеллекта.

6) Межличностный интеллект – это способность «чувствовать» других людей: способность понимать их мотивы, находить общий язык, осознавать их интересы. Это способность нравится людям, добиваться своего от людей, быстро просчитывать людей, комбинировать, выстраивать стратегии.
Дети с таким интеллектом – это будущие руководители, маркетологи, и, увы, иногда даже мошенники.
Такие дети очень часто болтливы...и от этого имеют проблемы в школе.
Совет родителям: не ругать. Не давить. Направлять в нужное русло (пусть постоянно отвечает на уроках). Как в анекдоте: «Мой сын свободно говорит на русском, английском, и на других уроках его тоже не заткнуть».

7) Внутриличностный интеллект – способность разбираться в самом себе: что чувствую, что хочу, почему нервничаю.

8) Натуралистический интеллект – незаслуженно игнорируется как родителями, так и школой. Это те дети, у которых любая посаженная палка цветет, а любое животное в одиночестве размножается. В общем, «всё косится и доится»... Это будущие ветеринары и садоводы.
Родителям – просьба не мешать (шутка)!

9) Эстетический интеллект - это способность видеть гармонию, отличать красивое от некрасивого.. Это те самые дизайнеры, про которых шутят, что «дизайнер – это не профессия, а ориентация».

10) Экзистенциальный интеллект – это способность мыслить на метауровне, думать о духовном, думать философски и искать смысл жизни.

Люди с разными видами интеллекта различаются тем, что у них разная познавательная активность.
Многое из этого – врожденное, со многим мы уже приходим в этот мир. Но мы можем так с собой договориться, чтобы можно было развить определенный навык – для комфортной жизни (в школе, например). Например, знать и решать математику так, чтобы было комфортно на уроке и маме – на родительском собрании.
Итак, с познавательной активностью, креативностью и видом интеллекта Вашего конкретного ребенка Вы разобрались.
Вы, надеюсь, также поняли, что на активное познавание влияет стресс.
Знаете, как в том анекдоте, когда на контрольной явно переволновавшийся ученик спрашивает учителя: «А писло чесать?» На что учитель отвечает: «Чешите, если поможет». Так вот. Такие и подобные стрессы надо убирать.

5. Осознанность учебной деятельности

Теперь мы переходим ко второму важному моменту достижения хорошего результата в математике (и других предметах).
Речь идет об ОСОЗНАННОСТИ учебной деятельности.

И здесь помощь и контроль взрослых – очень важны.
Если на вид интеллекта невозможно повлиять – так как он врожденный, то по оценке уровня проявления осознанности усвоения материала можно определить – разобрался ребенок или нет в какой-то определенной теме.

Обычно по наиболее очевидному, первому уровню – по речи, определяют, насколько ребенок всё понял.
Если ребенок во всем разобрался – он излагает материал своими словами. Если «шпарит как по писанному» - просто зазубрил.
Поэтому задача взрослых (родителей и/или учителей) – проверять и – обязательно доводить до уровня ПОНИМАНИЯ любой материал.

Следующий, второй уровень осознанности – это систематизация знаний при ответе на вопрос.
Здесь также можно и, вероятно, следует контролировать (в том числе и родителями) процесс учебы.

И, наконец, третий уровень осознанности – это способность самостоятельно применять всю совокупность полученных знаний в нестандартных ситуациях с применением творческой деятельности.
Конечно, чтобы ребенку выйти на третий уровень, нужно время. Оно нужно для получения знаний. Затем – для освоения. Потом – на применение в аналогичных заданиях. И лишь в конце этой цепочки – ребенок будет в состоянии построить новый алгоритм решения.

Совет родителям: не нужно ребенку помогать УЧИТЬ материал. Достаточно помочь понять – насколько ребенок сам во всем разобрался. Для Вас это очевидно. А вот для него – нет.

Еще одним важным моментом для формирования успешности следует считать СПОСОБНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ СОХРАНЯТЬ УСТОЙЧИВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

6. Формирование успешности - способность сохранять образовательный результат

Еще одним важным моментом для формирования успешности следует считать СПОСОБНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ СОХРАНЯТЬ УСТОЙЧИВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Эта проблема для меня лично особенно важна и я даже выбрал ее темой моей докторской диссертации, которую сейчас пишу.
Так вот. Суть этой проблемы – в следующем: необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок мог достигать определенного уровня результата (в частности, в математике), сохранять его и уметь воспроизводить при разных изменениях. То есть могут меняться школы, учителя, формат обучения (очный, дистанционный, заочный), а результат при этом сохраняется, а потом улучшается. То есть чтобы не было ситуации, когда ребенок с репетитором дома решает, а потом приходит на экзамен – и все забывает.
Для того, чтобы сформировать подобную устойчивость, нужно разобраться – каковы факторы этой устойчивости.
Для этого в мае 2019 года мы провели исследование – опросили 78 школьных учителей в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Они обозначили следующие факторы устойчивости результатов обучения математике:
- способности 32%
-старание/трудолюбие 38%
- владение технологией 41%
- освоение знаний, умений, навыков 69%
- компетентность преподавателя 28%
- контроль родителей за домашним заданием 14%

Вывод: 69% школьных учителей считают, что устойчивость образовательных результатов зависит от освоения знаний, умений и навыков.
А вот роль контроля родителей – минимальна.
То есть, конечно же, в начальной школе – один уровень контроля родителей. В 5-6 классе – другой... А вот уже в выпускных классах – как видите – на устойчивость Вы уже будете влиять минимально.

7. Связь между математической тревожностью
и уровнем устойчивости результатов

Почему же тревожится ученик?
Тут множество причин: и страх неудачи, и неуверенность в себе/своих знаниях, и просто психотип такой: из-за всего волноваться и тревожиться. Знаете, как в том анекдоте, когда спрашивают у учителя математики: «Чем отличается флегматик от холерика? И учитель отвечает: «Флегматик знает, что 2 + 2 = 5 и спокоен. А холерик уверен, что 2 + 2 = 4, но нервничает».
В любом случае – задача нас, взрослых (и родителей, и учителей) – научить детей преодолевать эти страхи, преодолевать трудности... или же – по крайней мере, снизить уровень зависимости результатов от всей этой тревожности.

8. Причины тревожности и мотивационная готовность
учащихся к преодолению трудностей

Для этого следует (как родителям, так и учителям... а еще лучше - совместно) проанализировать, какая из следующих причин формирования тревожности «буксует» образовательный результат, мешает учиться:

1) общий уровень интеллекта (это – про вид/совокупность нескольких видов интеллекта у ребенка).
Тут – уже никуда не денешься: что заложено природой – с тем и работаем (шутка)

2) время, потраченное на дом.задание.
Может быть, ребенок нецелесообразно использует это время. Или вообще не делает дом.задания - вот и волнуется. Как выясняется - не случайно!
Совет родителям: усадить, убедить делать домашнее задание.

3) страх выступать
Думаю, тут понятно, что нужно делать.

4) уровень усталости
Да, бывает, что и дети (а не только мы, взрослые) устают: кружки, по 6 уроков, дом.задания... еще и проблемы на личном фронте..
Совет родителям: строго следить за режимом дня, давать возможность ребенку высыпаться... и не убиваться в кружки и доп.занятия.

5) уровень социального интеллекта и его влияние на страх выступать Здесь – снова: разговоры с ребенком, работа с педагогами и психологами.

6) климат в коллективе
ОЧЕНЬ важная причина неуспеха и плохого результата обучения! И вот как раз за этим – следует очень внимательно следить! Если ребенку некомфортно, неуютно в коллективе, если общий климат – нездоровый – вероятно, стоит идти на всё...вплоть до перевода в другой коллектив (класс, школу).
По данным исследований, почти 70 % проблем в учебе – именно из-за нездорового климата в коллективе!

7) отношение к критике
Также весьма важная причина. Дело в том, что мы все, а тем более – дети, очень остро реагируем на критику. И это – мешает. Причем – по всем уровням: мешает грамотно исправлять свои недочеты, улавливать, в чем именно – ошибка/недочет и прочее.
Совет родителям: стоит снова обращаться к компетентным специалистам.

8) социометрический статус ученика
Это – снова об отношениях в классе, о популярности в классе, о реакции детей друг на друга. Очень важная причина!

Заключение

В заключение хочу подчеркнуть одну, пожалуй, самую главную мысль.
Вы, уважаемые родители – лучше всего знаете Вашего ребенка. И Вы – самый родной для него человек.

И я прошу Вас не забывать, что ребенок дается Вам – для радости, для проработки своих реакций и убеждений. А не для того, чтобы он ЕГЭ хорошо сдал (шутка).
Любите своего ребенка! И тогда всё у Вас и у Вашего ребенка будет хорошо!
Спасибо за внимание!

Лекция 2. «Дидактическая модель формирования академической резильентности обучающихся юношеского возраста» Ярославль 03.03.2022

1. Вступление

Дидактическая модель формирования академической резильентности обучающихся юношеского возраста
Прежде чем говорить МНЕ как воспитывать
МОЕГО ребенка - покажите СВОЕГО
идеального!
(из серии «Родительские анекдоты»)
Вступление
Как вы уже знаете, моей ОБЩЕЙ, основной научно-практической целью является желание сделать наших учеников ЛУЧШЕ. А учительско-преподавательское с ними взаимодействие – УДОБНЕЕ, ПРИЯТНЕЕ, СПОКОЙНЕЕ.

Возможно ли это?

На мой взгляд – да, возможно… Если создать такую модель образовательного процесса, которая бы помогала потом на практике ВСЕМ педагогам и ВСЕМ ученикам.

Именно поэтому 3 марта я принял участие в 76-й Международной научной конференции «Чтения Ушинского».

Там я представил в виде презентации (люблю, когда всё логично, схематично и … необычно) собственную, авторскую дидактическую модель формирования академической резильентности.

Главные моменты этой работы я оформил также в виде постов – для всех своих читателей (и почитателей).

Разрабатывая свою модель, я учитывал основные особенности сегодняшней ситуации: в дидактике, в сфере образования, в новых способах взаимодействия в Интернет-пространстве.

2. Часть 1. Уровни моделирования

Часть 1.
Уровни моделирования
У нас на заводе есть примета: если главный инженер
кричит – значит, опять собрали не трактор.
- А что собрали?
- А что кричит – то и собрали.
Итак, цель моего исследования – создать формулу успеха обучения (шутка с долей правды).

А если серьезно – то – формулу формирования у учащихся академической резильентности (способности осознанно достигать результат и сохранять его при любых условиях).

Фактически, это ведь реальная формула успеха обучения. Не правда ли?!

И чтобы не использовать учащихся и учителей в качестве подопытного материала, я (как и все исследователи) использовал прием моделирования.

Ведь искусственно созданный образ педагогической формулы или визуальной конструкции можно спокойно кроить-перекраивать (в смысле – анализировать и вносить изменения). И даже кричать, как вышеупомянутому главному инженеру из анекдота, не придётся.

В моем исследовании я придерживался представлений о моделировании ярославской научно-педагогической школы. И создал образную дидактическую модель формирования академической резильентности.

Согласно ей, я рассматривал моделирование процесса обучения на пяти уровнях, очень четко разделив и распределив их в виде ступенек лестницы (подобно деталям трактора, из которых возможно собрать ТОЛЬКО трактор).

Первые три уровня – это уровни проектирования процесса обучения.

Здесь можно выделить:

1. Уровень дидактической структуры,

2. Уровень учебного предмета
(когда дается общая характеристика процесса обучения конкретному предмету, его обобщенный проект),

3. Уровень учебного материала
(когда представляется проект конкретного процесса в форме плана для каждого урока или системы уроков).

Вдумчиво и осознанно разрабатывая каждый уровень, учитель сможет так же четко отработать алгоритм и своего поведения, и поведения и реакций своих учеников. Такая стратегия позволит учителю «вырулить» из любой сложной ситуации в реальной практике. Как говорится, тяжело в учении – легко в бою.

После этого все участники процесса обучения переходят к

4 уровню – Уровню педагогической действительности, на котором реализуются и воплощаются все предшествующие уровни.

И, наконец, 5 уровень – Уровень личности. Именно на нём (очень важно!) спроектированный и реализованный процесс обучения – уже ВОЗДЕЙСТВУЕТ на личность ученика. И обеспечивает ее развитие.

3. Часть 2. Формула дидактического процесса

Часть 2. Формула дидактического процесса
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел,
который надо зажечь.
Плутарх
В создании формулы я использовал понятие «модель обучения» в инструментальном значении.

Суть его – в том, что основа учебного процесса – преобладающая деятельность учащихся. Роль же учителя – выстроить и организовать её.

Иными словами (как у Плутарха), дело учителя – «зажечь факел» желания учиться.

Поэтому в своём исследовании я сконцентрировался на процессуально ориентированной дидактической модели формирования академической резильентности.

Она направлена на освоение учащимися самостоятельно конструируемого нового опыта: инициативной и осознанной познавательной деятельности.

И для того, чтобы смоделировать весь процесс формирования академической резильентности: от цели до результата, я взял за основу классическую формулу дидактического процесса В.П.Беспалько.

По этой формуле весь дидактический процесс состоит из мотивации учащихся к учению, алгоритма функционирования (т.е. учебно-познавательной деятельности ученика) и алгоритма управления.

Говоря об алгоритме управления, хочу подчеркнуть, что это – в первую очередь – деятельность учителя по управлению учением, трансформирующимся сегодня в образовательную деятельность.

И вот на этой основе я и выстроили собственную дидактическую модель формирования академической резильентности, основные блоки которой следует рассмотреть более подробно – в следующих постах.

4. Часть 3. Мотивационно-целевой блок дидактической модели формирования академической резильентности

Часть 3. Мотивационно-целевой блок дидактической модели формирования академической резильентности
Объяснительная ученика: «Я нецензурно выражаюсь на
уроке математики потому, что когда задача простая – то
мне скучно. А когда сложная — трудно и страшно, что не
получится решить».
Итак, дидактическая модель состоит из блоков.

Первый - это Мотивационно-целевой блок.

Он включает педагогическое целеполагание, личностные ценности и смыслы процесса обучения.

Здесь целью обучения является самостоятельное конструирование обучающимся собственного познавательного опыта.

Перед обучающимся ставятся 3 задачи, которые работают на цель обучения.

Во-первых, учащемуся надо освоить предметное (дидактическое) содержание.

Эту задачу выполняют фактически все (ну или, по крайней мере, – основное количество обучающихся). И кстати, это та задача, которую учащийся может решить сам или с помощью Интернета/друзей.

Во-вторых, обучающемуся надо сформировать личные познавательные стратегии и тактики.

И этот этап – очень важен, потому что «нецензурно выражаться» (как в нашем анекдоте) – не выход и не способ решать проблемы. Понятно, что у ученика из анекдота не сформированы познавательные стратегии и тактики. И что в дальнейшем – уже во взрослой жизни – это будет ОООчень большая проблема. Ведь в школе мы не учим только математике или географии… Мы учим – учиться и решать ВСЕ проблемы максимально удобным и выгодным для ВСЕХ сторон способом… И мат – это явно не такая стратегия.

И на этом этапе как раз и нужен взрослый, грамотный педагог (учитель, репетитор, родитель), который будет учить – этим самым стратегиям и тактикам!

И, наконец, третья задача - психологический рост и самореализация. Вполне понятно, что на этом этапе учащийся понимает, реально и фактически осознает, что не только (и не столько) с помощью нецензурщины решаются проблемы непонимания и незнания. И это осознание выводит его на НОВЫЙ виток в его психологическом развитии. Он осознает свои победы над сами собой… И понимает, что МОЖЕТ – уже решать ВСЁ ПО-ВЗРОСЛОМУ. Такой личностный результат – это – «то, что доктор прописал».

5. Часть 4. Процессуальный блок дидактической модели формирования академической резильентности

Часть 4. Процессуальный блок дидактической модели формирования академической резильентности
Я легко заставил своего сына выучить число Пи до 15 знака:
поставил его как пароль на все онлайн-игрушки.
(Из серии «Родительские анекдоты»)
Следующим блоком дидактической модели формирования академической резильентности является Процессуальный блок.

Он включает этапность, а также методы и средства формирования академической резильентности.

О том, что любое качество или свойство характера, мышления или поведения следует формировать поэтапно, знают все.

Но я решил еще и сформулировать (логично и последовательно), что именно следует формировать на каждом этапе.

Итак, на первом этапе мы (учащийся и педагог) конструируем смыслы.

На второмактуализируем предшествующий опыт. Причем ученик будет задавать себе вопросы, типа: «А умею ли я это? А помню/знаю ли я, КАК решить эту проблему?» И задача педагога – помочь в формулировке ПРАВИЛЬНЫХ для этого этапа вопросов.

На третьем этапе путем проб и ошибок происходит КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОГО опыта. Задача педагога на этом этапе – объяснять, что НАДО ОШИБАТЬСЯ, ПРОБОВАТЬ, ИСКАТЬ. И не в коем случае – нельзя торопить, подсказывать учащемуся ответ/правильное решение! И только когда учащийся САМ сконструирует СВОЮ СОБСТВЕННУЮ МОДЕЛЬ решения проблемы, модель нахождения правильного решения/поиска ответа – только тогда следует переходить на четвертый этап.

Четвертый этап – это этап оценки нового опыта. И здесь следует не просто сказать: «Молодец!». А очень подробно и несколько раз «прогнать» алгоритм найденного, сконструированного НОВОГО опыта.

Этот же процессуальный блок, помимо указанной этапности, включает еще и методы и средства формирования академической резильентности.

Конечно же, всем известны пословицы и поговорки о том, что «В любви и на войне все средства хороши» и «Цель оправдывает средства».

И хотя мне лично тоже часто импонируют нестандартные решения (как в этом анекдоте про папу и число «ПИ»), однако хотелось бы, чтобы при формировании академической резильентности использовались более «педагогические» методы и средства.

6. Часть 5. Личностный блок дидактической модели формирования академической резильентности. Взаимосвязи блоков

Часть 5. Личностный блок дидактической модели формирования академической резильентности. Взаимосвязи блоков.
- Сколько тренеров личностного роста нужно, чтобы
поменять лампочку?
- Неважно сколько. Главное – чтобы лампочка была готова
меняться.
(анекдот)
Третьим блоком дидактической модели формирования академической резильентности является Личностный блок.

Именно в рамках этого блока возникают те самые компетенции, которые мы стремимся сформировать. И именно здесь, как в нашем анекдоте, даже у лампочки должно, по идее, возникнуть желание меняться.

Этот блок, соответственно, включает личностные образовательные результаты, определяющие развитие обучающегося. И здесь очень важным моментом является учет целей и потребностей конкретного обучающегося.

Заканчивая описание блоков, я хочу также подчеркнуть: вполне логично, что все три рассмотренных блока взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Так, например, учебная мотивация (как часть мотивационно-целевого блока) имеет прямую связь и влияние и на алгоритм функционирования, и на алгоритм управления.

Говоря проще, правильно (и грамотно) мотивированный ученик будет активнее и радостнее учиться. А также активнее и радостнее он будет «идти навстречу» учителю и его грамотным рекомендациям.

Почему? – Да потому, что мотивированный ученик будет СОЗНАТЕЛЬНО понимать и своё незнание/неумение, и принимать, оценивать и выбирать нужные ему алгоритмы/советы/помощь со стороны.

И подобная связь (что очень важно!) реализуется во взаимосвязи на всех этапах формирования академической резильентности.

Личностный блок также даёт возможность индивидуализации процесса обучения.

А это – фактически «альфа и омега» образовательного процесса.

И этот момент я постоянно подчеркиваю во всех своих постах и исследованиях. Только индивидуализация, индивидуальный подход к КАЖДОМУ учащемуся может дать положительный результат.

И здесь тоже стоит выделить основные моменты подобной индивидуализации и учитывать следующие моменты:
- возраст обучаемых,
- их предварительный учебный опыт,
- специфику изучаемого предметного содержания,
- доминирующий в предметной области вид учебной деятельности.

7. Часть 6. Модернизация дидактического треугольника при введении параметра академической резильентности

Часть 6. Модернизация дидактического треугольника при введении параметра академической резильентности
В семь лет отец повёл меня в школу для одарённых детей,
чтобы показать мне, какого сына он хотел.
(из серии «Родительские анекдоты»)
Для того, чтобы более ярко, четко и наглядно показать, каким образом формируется академическая резильентность, я также представил этапность Процессуального блока в виде модернизированного классического дидактического треугольника.

И в этом посте я хочу еще раз проговорить действия ученика и учителя.

Итак, на первом этапе - Этапе конструирования смыслов – УЧЕНИК перерабатывает, «переваривает» в самом себе учебную цель. И потом на базе сформированной учебной мотивации формирует собственную познавательную потребность («знаю – хочу узнать – узнаю»).

УЧИТЕЛЬ – помогает, сопровождает этот процесс. Как? – Например, искусственно создавая проблемные ситуации.

И УЧЕНИК – будет ОСОЗНАВАТЬ собственную некомпетентность.

На втором этапе - Этапе актуализации имеющегося опыта (предметного, познавательного, личностного) – УЧЕНИК, столкнувшись с трудностью, начинает «шевелить мозгами»: искать выход, решение проблемы. И осознает ДЕФИЦИТ своих образовательных ресурсов. Как в моем анекдоте про папу и школу одаренных детей, когда мальчик ОСОЗНАЛ, что ему недостает ресурсов, чтобы отец был им доволен.

УЧИТЕЛЬ на данном этапе – опять-таки – ненавязчиво направляет «в нужное русло» ученика.

На третьем этапе - Этапе конструирования собственного познавательного опыта – УЧЕНИК «начинает взбивать лапками масло из сметаны», как та лягушка из басни Эзопа…или же – складывает лапки и «вешает» свою проблему на окружающих: родителей, учителей, репетиторов.

И это - очень важный этап, на котором УЧИТЕЛЬ должен поддержать ученика и ДОХОДЧИВО объяснять (потому что имеет обратную связь с учеником), приводить ПОНЯТНЫЕ конкретному ученику примеры, может проверять и исправлять ошибки конкретно данного ученика.

На четвертом этапе - Этапе оценки нового опыта – самостоятельность УЧЕНИКА – максимальна.

Задача УЧИТЕЛЯ - обеспечить ученику условия для переноса нового знания/умения в разных контекстах/ситуациях, а также менять УЧЕНИКУ образовательные условия (например, используя непривычные способы проверки). Это даст возможность ученику оценить устойчивость СВОЕГО образовательного результата.

И, наконец, на пятом этапе, когда уже сформирована академическая резильентность, УЧЕНИК убеждается: он может сохранить образовательный результат – как во времени, так и различных академических условиях. И ГОТОВ двигаться «через тернии к звездам» - готов преодолевать ВСЕГДА И ВЕЗДЕ любые академические затруднения.

Лекция 3. «Цифровизация»
Санкт-Петербург 14.04.2022

1. Часть 1. Цифровизация образования: однозначный успех или одичание и социальное неравенство?

Академическая резильентность в образовательных стратегиях цифрового поколения
Если мы сегодня будем учить детей так, как мы
учили вчера, - мы украдем у них завтра.

Джон Дьюи, философ и педагог
Часть 1.
Цифровизация образования: однозначный успех или одичание и социальное неравенство?
Образование современного молодого поколения напоминает мне посещение ребенком кондитерской: эклеры, корзиночки, мороженое всех сортов, торты и безе…

Только в роли сладостей выступают образовательные сайты, тренинги, онлайн-репетиторы и онлайн-курсы.

У учащегося (да и у родителей) разбегаются глаза (и деньги)…

Причем и те, и другие уверены, что цифровые технологии – это однозначно условие успешного итога образования.

Но - увы и ах.

Наши исследования (наряду с отечественными и мировыми) показали, что это – необходимое, но явно недостаточное условие повышения результативности учебы.

Как выразилась известный блогер-педагог Екатерина Шульман, «Интернет – это окно, в которое можно и смотреть… и вылезти».

И тот, кто просто «смотрит» все онлайн-курсы и сайты – фактически и не учится.

Ведь чтобы чему-нибудь реально научиться – необходимо «вылезать» (хотя бы время от времени) из образовательной виртуальной реальности. И общаться с живыми учителями, репетиторами и одноклассниками.

Об этом упорно умалчивает основная масса основоположников онлайн-образования, создавая ложную картину его приоритетов и сути.

Именно поэтому ни школьное, ни послешкольное образование НИКОГДА не станет 100%-но виртуальным.

Кстати, та же Шульман говорит еще и об одичании и социальном неравенстве – как побочных эффектах всеобщей цифровизации образовательного процесса.

И я полностью разделяю эту мысль. Ведь действительно, у школьников и студентов столицы и больших городов есть возможность «вживую» общаться с прогрессивными педагогами.

А учащимся российских окраин остается просто смотреть на экран и слушать лекции – не имея возможности задать ни единого вопроса.

Да и возможности смотреть и слушать у каждого обучающегося – тоже разные: один сидит в собственной комнате, в тишине и покое… и созерцает происходящее на новейшем компьютере.

А другой – где-то в углу кухни пытается что-то разобрать на телефоне с треснувшим экраном.

Именно поэтому я считаю, что не стоит ни превозносить онлайн-образование, ни полностью его игнорировать.

2. Часть 2. Концепции «самости»: самостоятельность в образовании как путь к успеху в жизни

Академическая резильентность в образовательных стратегиях цифрового поколения
Если мы сегодня будем учить детей так, как мы
учили вчера, - мы украдем у них завтра.

Джон Дьюи, философ и педагог
Часть 2.
Концепции «самости»: самостоятельность в образовании как путь к успеху в жизни
Происходящие в последние пару лет события привели к тому, что все учебные заведения (от школ до университетов) спешно занялись цифровизацией образовательных практик.

Роль (и нагрузка) преподавателя возросла неимоверно! Если в обычном режиме еще «прокатывали» старые техники типа «прочитать-перевести-спросить», то теперь задержать обучающихся у мониторов очень трудно!

С точки зрения результата – это великолепно!

Преподаватели разрабатывают совершенно новые стратегии, новые способы опроса, объяснения материала и проверки пОнятого (и непОнятого – тоже).

И у учащихся появляется больше возможностей понять, осмыслить и запомнить материал.

С другой стороны – уже всем (и ученикам, и учителям, и родителям) стало понятно, что обучение онлайн – это самостоятельное непрерывное «само-»: самоорганизация, самодисциплинирование, «самозаставляние».

И задача нас всех (и учителей, и родителей, и – да, детей – тоже) – ПРИНЯТЬ это как факт. И радоваться этому внезапно возникшему явлению.

Потому что именно концепции «самости» лежат в основе академической резильентности - способности обучающихся сохранять устойчивый образовательный результат вне зависимости от изменения условий обучения и вопреки усложнившимся обстоятельствам.

Мой многолетний опыт работы в сфере образования (и школьного, и вузовского) доказывает, что распространение цифровых технологий ведет к качественным изменениям учебного процесса. И чем более осознанно и самостоятельно учащиеся организуют и управляют своей учебной деятельностью – тем более успешно их обучение.

Именно поэтому первостепенная задача родителей и учителей – НАУЧИТЬ детей самостоятельности и правильному использованию компьютера. Как, знаете, в том анекдоте, когда «умные используют компьютер для экономии времени, а все остальные – чтобы его потратить».
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone