Сценка из практики
Я, преподаватель математики, прихожу первый раз к ученику на занятие.
Родители ученика с надеждой смотрят на меня и просят: "Зажгите интерес у нашего ребенка!"
(занавес)
***
А теперь давайте проанализируем типичную, кстати, для меня и моих коллег ситуацию, когда преподавателю предлагают зажечь интерес у ребенка.
Подобные родители, скорее всего, представляют своего Ваню (или Петю, или Машу) в виде субстанции, которую надо оживить (зажечь, воодушевить, вдохновить). И на роль такого волшебника приглашается учитель.
Когда я в очередной раз попадаю в такую ситуацию, мне невольно вспоминаются сказки из детства.
Те самые, в которых принцессы только и делают, что поедают отравленные яблоки или наносят себе травмы веретенами. А после этого, естественно, впадают в кому или запираются родителями в башни. И все начинают изо всех сил ждать спасителя-принца. Наконец является этот самый сказочный принц и освобождает потерпевшую из подземелья, башни, пасти дракона или столетнего сна.
Я, в принципе, совсем не против заниматься с принцессками…
Но вот в роли спасителя-принца-волшебника мне что-то некомфортно.
Согласитесь, приходить на занятие и объяснять ребенку, как правильно выстроить ход рассуждения при решении задачи - одно дело.
А приходить и чувствовать себя в роли Деда Мороза, который зажигает новогоднюю ёлку под крики: "Ёлочка, зажгись!" - это совсем другое.
Вообще, зажигание ёлочек и спасение принцесс – вообще не моё.
Да и в принципе я против воспитания подобного инфантилизма у детей. Потому что именно инфантилизм воспитывают в семьях, где детям все приносят на тарелочках с голубой каемочкой и на скатертях-самобранках.
Кстати, беспощадная эксплуатация Волшебных щук, Коньков-Горбунков и Котов в сапогах, исполняющих любые желания, тоже не приводит ни к чему хорошему.
Вернее, приводит. Но к тому, что ребенок в окружении вышеупомянутых сказочных существ и сценариев будет расти инфантильным, не понимающим и не ценящим труд, заботу и самоотверженность любящих его людей.
И что же вырастет из такого ребенка?
А вырастет как раз инфантильная личность, которая будет на 1 место ставить принцип удовольствия, жизнь "здесь и сейчас".
И те самые приоритеты гедонистических и материальным ценностей, от которых слезами обливаются вчерашние папы-Коты в сапогах и мамы-Волшебные щуки, не принесут в конечном итоге счастья ни этим самым принцесскам (и принцам), ни их родным.
Рутинная работа и бытовые обязанности будут таких принцесс и принцев раздражать, а учеба и приходящие "зажигать" учителя-волшебники - просто бесить. Еще бы! Ведь все это будет отвлекать от "полноценной жизни", от развлечений, от наслаждений!
И все же "спасение" ребенка от инфантилизма - вполне реальная задача.
Достаточно лишь постараться зажечь интерес внутри самого ребенка - сделать так, чтобы ребенок сам понял, прочувствовал, захотел "гореть" и взрослеть.
Ну или подождать, пока этот самый огонь любви к математике (литературе, истории) не разгорится внутри самого ребенка ярким пламенем. И только потом приглашать учителя... на роль учителя.
И еще - подальше убирать от детей волшебные тарелочки, скатерти-самобранки и Коньков-Горбунков со Щуками!
И кричать: "Елочка, зажгись!" только на Новый год!