Леонид райхельгауз

Особенности формирования академической резильентности в юношеском возрасте

Серия авторских статей по анализу особенностей формирования академической резильентности в юношеском возрасте.
Содержание:

  1. Один секрет (про крылья и про «умничку»)
  2. Время разбрасывать камни? Или их собирать?
  3. Как стать Цезарем или Рокфеллером: пошаговая инструкция
  4. Как стать Цезарем или Рокфеллером: пошаговая инструкция. Шаг № 1. Самоорганизация
  5. Как стать Цезарем или Рокфеллером: пошаговая инструкция. Шаг № 2. Систематичность
  6. Как стать Цезарем или Рокфеллером: пошаговая инструкция. Шаг № 3. Мотивация и целеустремленность
  7. Ежики в тумане или как живется нашей современной молодежи?
  8. Молодежный инфантилизм. Сценка № 1. «Ёлочка, зажгись!», или Как зажечь интерес к учебе у учащегося
  9. Молодежный инфантилизм. Сценка № 2. Удочка или рыба?, или Размышления о скатерти-самобранке и Золотой рыбке
  10. Молодежный инфантилизм. Сценка № 3. «Упал, отжался, встал», или Размышления о слабой самоорганизации
  11. Молодежный инфантилизм. Сценка № 4. «Но труд упорный ему был тошен…», или Мой ответ А. Пушкину на решение проблемы инфантилизма
  12. Молодежный инфантилизм. Сценка № 5. "Эврика!", или почему я всегда разговариваю с учениками
  13. «Вольному воля...», или Мои мысли о «ломке» и «лепке» детей
  14. Вся наша жизнь - театр
  15. Мама всегда права, или Размышления о манипуляции
  16. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам - урок!
  17. МАМАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ…

Один секрет
(про крылья и про «умничку»)

Хотите узнать один секрет? – У детей иногда вырастают крылья!

Да-да! Можете верить или не верить. Но это так.

А хотите узнать, что для этого нужно? – Просто похвалить! Представьте себе – вот так просто взять и похвалить! Сказать: «Ты молодец! Ты умничка! У тебя все отлично получается!»

После таких слов и вырастают крылья. И пятилетки, и солидные студенты с легкостью полетят над полями, лугами, дремучими лесами и перелетят все проблемы и трудности. А заодно свернут горы и разгребут кучи и буреломы разбросанных игрушек или наложенных на стол учебников. И параллельно будут с упоением грызть гранит науки (ну или хлюпать суп).

И вот что самое интересное.

Замечено (и не только мной), что современные старшеклассники и студенты гораздо больше нуждаются в позитивном эмоциональном настрое, чем их сверстники лет 5 или 10 назад. У современной молодежи с каждым годом усиливается потребность испытывать радостное возбуждение, подъем, если учебная работа идет хорошо, если в процессе обучения молодой человек добивается успешных результатов.

Что такое? Неужели мы разучились хвалить молодежь?

Грустно… Но похоже, что реально разучились.

И что самое грустное, что в устоявшейся системе образования похвале и эмоциональной поддержке при обучении молодежи фактически не уделяется внимания. Солидные седовласые педагоги считают, что юноши и девушки должны быть эмоционально стабильными и способны избавляться от эмоций в учебном процессе.

Представляете?! Хвалить, очевидно, стало не модно и не нужно!

И хотя в принципе я согласен с тем, что молодежь должна работать над собой, над своим характером и эмоциями… Но уж похвалу считаю обязательной!

И мне не трудно!

И молодежи приятно!

Потому что учиться надо все же с радостью и удовольствием!

А вы согласны со мной?

Время разбрасывать камни? Или их собирать?
(Родителям и педагогам – читать особенно внимательно)

Меня очень удивляют (я бы воспользовался другим словом, да статус преподавателя и доцента кафедры обязывает выражаться культурно) постоянно звучащие в адрес молодежи комментарии типа: «Ничего они не умеют, ничего не хотят, ничего не могут, ничего не знают».

Так и хочется сказать таким горе-критикам: «А не почитали бы вы … (опять-таки хотелось бы выразиться более эмоционально!.. но – статус! статус!) книги по психологии и педагогике!»

Потому что там черным по белому пишется: «В юношеском возрасте наблюдается оптимум психических функций человека». Понимаете? Оптимум! Наилучшая совокупность! Наилучший вариант всего: скорости решения вербально-логических задач, переключения внимания, усиленного процесса развития оперативной и долговременной видов памяти!

По сути, именно в этом возрасте человек становится Человеком, Индивидом, Сущностью!

А тот, кто это не видит и не осознает – пусть первый бросит в меня камень!

И, кстати, знаете, что мне особенно импонирует, когда я смотрю на своих учеников? - То, что у наших будущих и настоящих студентов на моих глазах (и под моим чутким руководством) формируется активное, самостоятельное, творческое мышление.

То есть дело даже не в том, какие задачи и в каком количестве решает старшеклассник или студент! Важно - каким образом (!) он это делает!

И поэтому я считаю своей самой важной педагогической задачей поддержать юный ум, помочь ему найти и использовать свою собственную стратегию, свои собственные нестандартные подходы и решения!

Так что я, как видите, за то, чтобы собирать камни.

А вы? Согласны со мной?

Как стать Цезарем или Рокфеллером:
пошаговая инструкция

Как стать Цезарем или Рокфеллером: пошаговая инструкция
(контент предназначен строго для старшеклассников и студентов... Шутка!)

Хотите покорить весь мир? Или заработать все деньги мира? Или изобрести эликсир бессмертия?

Тогда вам сюда.

Восхищаясь великими людьми, читая истории их успеха или просто мечтая стать похожими на них, вы стопроцентно думаете: «С чего начать?»

Задавшись этим вопросом, одни из вас с остервенением вгрызаются в гранит науки, переставая отличать день от ночи.

Другие начинают в стиле а-ля Коза Ностра требовать от родных «стартового капитала».

Третьи...

А вот третьи как раз выбирают единственно правильное решение – работать над собой.

Попробуйте поработать над собой (тем более эта работа будет состоять всего лишь из трех шагов)!

И вы будете приятно изумлены количеством бонусов при реализации этой идеи.

Во-первых, ваши родители (измученные добыванием денег и вашими возрастными закидонами) начнут смотреть на вас как на божество. Еще бы! Ребенок взялся за ум!
(Восхищение и «плюшки» от родителей и соседей-родственников-знакомых обеспечены).

Во-вторых, преподаватели проникнутся к вам уважением. Вы станете для них реально взрослым человеком. И вы поймете, как это классно – когда вас по-взрослому (и заслуженно) уважают взрослые умные люди.

В-третьих, вы почувствуете себя реально взрослее и умнее своих сверстников. И гарантирую (по собственному опыту): ваши сверстники это тоже почувствуют!
(Авторитет среди сверстников также будет о-о-очень приятным сюрпризом).

Я убедил вас начать работать над собой?

Тогда – вперед!

За орденами, «плюшками», бонусами и собственным величием!

(Шаги № 1, 2 и 3 описаны ниже)

Как стать Цезарем или Рокфеллером:
пошаговая инструкция.

Шаг № 1. Самоорганизация

(Контент предназначен строго для старшеклассников и студентов.. Шутка!)

Итак, мы договорились, что вы выбрали путь миллионеров, гениев и полководцев.
Отлично.
Теперь делаем шаг № 1: вы начинаете командовать, руководить и организовывать.
Удивлены?
Да, вы не ошиблись. Можете смело надевать треуголку Наполеона или шлепанцы Цукерберга и начинать командовать….собой. Своим распорядком дня. Своими приоритетами и желанием общаться с теми или иными людьми. Своими «да» и «нет».

Хотите победить все и всех (плохие отметки, недругов, конкурентов, обстоятельства)? – Тогда победите сначала себя. Победите свои плохие качества, лень и (или) расхлябанность (если вдруг случайно присутствует что-то из вышеперечисленного).

«Величайшая победа – это победа над самим собой», - писал тысячелетие назад великий оратор и политик Цицерон, сумевший организовать себя и прошедший путь от низов до консула Римской империи.

Равняйтесь на великих! И станьте великим! Самоорганизуйтесь! Организуйте свою деятельность (учебу – в первую очередь), структурируйте личное время, выберите оптимальные тактики и стратегии для достижения целей.

Прогулять урок или первую пару? – Решение за вами (помните: страна нуждается в примитивной рабочей силе!)

Потратить 2 часа на компьютерные игры или выучить параграф по истории? – Решение за вами (про примитивный рабочий труд не забыли?).

Научитесь анализировать собственную учебную деятельность! Ищите пути и методы её преобразования в лучшую сторону! Идите к достижению осознанно желаемого образовательного результата!

Все в Ваших руках!

Как стать Цезарем или Рокфеллером:
пошаговая инструкция.

Шаг № 2. Систематичность

(контент предназначен строго для старшеклассников и студентов... Шутка!)

Как мы уже договорились - вы идете путем миллионеров, гениев и полководцев.
И после того, как вы стали самоорганизованными (или изо всех сил стараетесь стать таковым), самое время сделать следующий шаг.

Итак, шаг № 2: вы превращаетесь в воду… ну или представляете себя водой (ручейком, речкой или океаном - по желанию).

Зачем? - Чтобы точить землю и долбить камни – в соответствии с известной русской пословицей: «Вода и землю точит, и камень долбит». Только вместо природных ископаемых вам предстоит долбить, точить и грызть гранит науки.
Тем более все педагоги и психологи в один голос утверждают, что способность такая в юношеском возрасте проявляется в полной мере.

Систематические самостоятельные подъемы утром, систематические посещения уроков или лекций – днем и выполнение заданий – после школы или университета – залог того, чтобы вы пробьете любые камни на пути к вершинам.

Причем помните: идеальная систематичность не возникает автоматически! То есть при достижении вами 16 или 20 лет вы не получаете идеальные трудовые и деловые навыки автоматом! Их надо развивать и тренировать… Опять же – систематически!

И в этом – ваша сила и победа! Вы нужно будет просто день за днем «долбить и точить»! Вот и все!

Успеха вам!

Как стать Цезарем или Рокфеллером:
пошаговая инструкция.

Шаг № 3. Мотивация и целеустремленность

(контент предназначен строго для старшеклассников и студентов... Шутка!)

Как мы уже договорились - вы идете путем гениев, полководцев и … мультимиллионеров– таких, как Эндрю Карнеги.

Кстати, богач и филантроп Карнеги поднялся по ступенькам своего саморазвития из беднейшей семьи ткачей. И он любил повторять фразу, ставшую потом афоризмом: «Когда вы чего-то очень сильно хотите – в игру вступает Закон притяжения». Отлично сказано?

Так вот. Вашим шагом № 3 станет постановка целей и их достижение. И это целеполагание касается всего: признания и уважения сверстников и взрослых, получения хороших отметок и глубоких знаний. Причем помните, какими были ваша жизнь и учеба в 1 или 7 классе? - Была мама (папа, бабушка, учительница) со словом: «Надо!»

Сейчас, надеюсь, все по-другому: вы чувствуете и осознаете, насколько важно учиться. Это субъективное осознание важности учебной деятельности радует всех окружающих (Еще бы! Ведь над вами уже не надо стоять с кнутом – в одной руке, и пряником – в другой). И, согласно Карнеги, это ваше желание учиться притягивает все хорошее: одобрение, «пятерки», экзамены автоматом и повышенную стипендию. Не правда ли, прекрасная мотивация для принятия правильных решений?!

Кроме того, все ученые подтверждают, что всплеск интереса к учебе в вашем возрасте связан с профессиональной самоидентификацией, поиском своего места в жизни, пониманием роли образования для достижения ряда составляющих социального успеха.

Поэтому ищите свои любимые предметы, читайте и работайте (если это возможно) по тем профессиям, которые вам интересны.

Вы сегодня - настоящий сгусток энергии, возможностей, умственного потенциала! Поэтому используйте эти позитивные возможности для созидания себя и своего социального успеха на благо всех!

Удачи вам!

Ежики в тумане или как живется нашей современной молодежи?

Недавно я пересматривал старый советский мультфильм "Ежик в тумане" – про то, как забавный ежик сквозь абсолютный туман пробирается в гости к медвежонку. А из тумана все время выскакивают всякие непонятности и неприятности.

К чему это я вдруг вспомнил про ежика?

Все просто: по долгу своей нелегкой службыя постоянно общаюсь с молодежью, чей возраст маститые ученые называют самым важным для формирования личности и вступления во взрослую жизнь.

И вот очень часто эти юноши и девушки напоминают мне этих самых ежиков в тумане. Которые бредут непонятно куда по непонятно каким дорожкам. А на них отовсюду вываливаются все новые экономические, социальные и политические проблемы. И эти фактически еще дети вынуждены как-то разгребать этот туман и выбираться из него.

Короче, сочувствую я сегодняшней молодежи.

Как раньше было? - Все четко: коммунизм, "всегда готов" и бесплатное всё. Тумана не было.

А сегодняшняя жизнь - прямо сцены из Стивена Кинга "Мгла": непонятное постоянно выскакивает из тумана и жрет и увечит всех почем зря!

Нормальной такую юность сложно назвать. Не так ли?

К счастью, эта проблема все больше волнует неравнодушных взрослых. И умные исследователи (в числе которых - и ваш покорный слуга) чуть ли не криком кричат, что у молодежи - проблемы! Причем эти проблемы становятся все более актуальными - потому что нашим ребятам приходится социализироваться в абсолютно новом мире. И для этого "туманного" мутного мира ученые даже специальное название придумали - VUCA-мир. Этакий коктейль из английских слов: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

Теперь понимаете, при чем здесь Кинг и ежик в тумане?!

Я лично не могу спокойно смотреть на эту неравную битву с туманом.

И считаю, что задача всех неравнодушных взрослых – следовать идее известного американского психолога Джерома Брунера и помогать юношам и девушкам в поиске «дополнительных внутренних сил для преодоления разнообразных сложностей и проблем».

Ведь молодежные инфантилизм, отрешенность и даже дурные наклонности и пристрастия – это, по словам того же Брунера, «уход от проблем, страх перед неопределенностью».

И цель нашей науки (и моя, конечно же) - переставить акценты. Потому что сейчас знания перестают быть главным элементом обучения. Сегодняшние знания - это средство достижения индивидуальных образовательных целей конкретного юноши или девушки.
А конечный результат должен элементарно помочь нашей молодежи выйти из тумана.

Удачи нам всем в этом нелегком деле!

Молодежный инфантилизм
(сценки из учительской практики)

Сценка № 1. «Ёлочка, зажгись!», или
Как зажечь интерес к учебе у учащегося

Сценка из практики

Я, преподаватель математики, прихожу первый раз к ученику на занятие.
Родители ученика с надеждой смотрят на меня и просят: "Зажгите интерес у нашего ребенка!"

(занавес)
***

А теперь давайте проанализируем типичную, кстати, для меня и моих коллег ситуацию, когда преподавателю предлагают зажечь интерес у ребенка.

Подобные родители, скорее всего, представляют своего Ваню (или Петю, или Машу) в виде субстанции, которую надо оживить (зажечь, воодушевить, вдохновить). И на роль такого волшебника приглашается учитель.
Когда я в очередной раз попадаю в такую ситуацию, мне невольно вспоминаются сказки из детства.

Те самые, в которых принцессы только и делают, что поедают отравленные яблоки или наносят себе травмы веретенами. А после этого, естественно, впадают в кому или запираются родителями в башни. И все начинают изо всех сил ждать спасителя-принца. Наконец является этот самый сказочный принц и освобождает потерпевшую из подземелья, башни, пасти дракона или столетнего сна.

Я, в принципе, совсем не против заниматься с принцессками…

Но вот в роли спасителя-принца-волшебника мне что-то некомфортно.

Согласитесь, приходить на занятие и объяснять ребенку, как правильно выстроить ход рассуждения при решении задачи - одно дело.

А приходить и чувствовать себя в роли Деда Мороза, который зажигает новогоднюю ёлку под крики: "Ёлочка, зажгись!" - это совсем другое.

Вообще, зажигание ёлочек и спасение принцесс – вообще не моё.

Да и в принципе я против воспитания подобного инфантилизма у детей. Потому что именно инфантилизм воспитывают в семьях, где детям все приносят на тарелочках с голубой каемочкой и на скатертях-самобранках.

Кстати, беспощадная эксплуатация Волшебных щук, Коньков-Горбунков и Котов в сапогах, исполняющих любые желания, тоже не приводит ни к чему хорошему.

Вернее, приводит. Но к тому, что ребенок в окружении вышеупомянутых сказочных существ и сценариев будет расти инфантильным, не понимающим и не ценящим труд, заботу и самоотверженность любящих его людей.

И что же вырастет из такого ребенка?
А вырастет как раз инфантильная личность, которая будет на 1 место ставить принцип удовольствия, жизнь "здесь и сейчас".

И те самые приоритеты гедонистических и материальным ценностей, от которых слезами обливаются вчерашние папы-Коты в сапогах и мамы-Волшебные щуки, не принесут в конечном итоге счастья ни этим самым принцесскам (и принцам), ни их родным.

Рутинная работа и бытовые обязанности будут таких принцесс и принцев раздражать, а учеба и приходящие "зажигать" учителя-волшебники - просто бесить. Еще бы! Ведь все это будет отвлекать от "полноценной жизни", от развлечений, от наслаждений!

И все же "спасение" ребенка от инфантилизма - вполне реальная задача.

Достаточно лишь постараться зажечь интерес внутри самого ребенка - сделать так, чтобы ребенок сам понял, прочувствовал, захотел "гореть" и взрослеть.

Ну или подождать, пока этот самый огонь любви к математике (литературе, истории) не разгорится внутри самого ребенка ярким пламенем. И только потом приглашать учителя... на роль учителя.

И еще - подальше убирать от детей волшебные тарелочки, скатерти-самобранки и Коньков-Горбунков со Щуками!

И кричать: "Елочка, зажгись!" только на Новый год!

Молодежный инфантилизм
(сценки из учительской практики)

Сценка № 2. Удочка или рыба?, или
Размышления о скатерти-самобранке и Золотой рыбке

Сценка из практики

Недавно в спортзале я встретил папу одного моего бывшего ученика. Папа (талантливый бизнесмен) с гордостью сообщил, что купил своему сыну квартиру и машину.
На мой вопрос, почему при этом он выглядит грустным, папа со вздохом признался: «Мой сын не хочет работать».

(занавес)
***

Признаюсь, подобная история стара, как мир.
«Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью - внуки будут просить милостыню», - гласит японская пословица.

Но мне лично больше нравится совет по этому поводу Конфуция: «Если хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - дай ему удочку».

И таким папам-бизнесменам очень хочется процитировать именно эту притчу - потому что не стоит приносить квартиры и машины на скатерти-самобранке.

Тем более не стоит превращаться в этаких Золотых рыбок и Коньков-Горбункови исполнять любые желания ненаглядных деток - потому что такая любовь не приведет к хорошему.

Ребенок в такой сказочной атмосфере будет расти инфантильным, не понимающим и не ценящим труд, заботу и самоотверженность любящих его людей.

И вырастет из такого ребенка человек, который будет на первое место ставить принцип удовольствия, жизнь «здесь и сейчас».

И все эти гедонистические и материальные ценности не принесут в конечном итоге счастья ни детям, ни их родным.

Рутинная работа и бытовые обязанности будут таких детей раздражать, а учеба и даже приглашаемые учителя-репетиторы - просто бесить. Еще бы! Ведь все это будет отвлекать избалованных детей от «полноценной жизни», от развлечений, от наслаждений!

И все же «спасение» ребенка от инфантилизма - вполне реальная задача.

Достаточно лишь дать в руки ребенку удочку (в переносном смысле, конечно) и постараться сделать так, чтобы ребенок сам все понял и захотел взрослеть.

И еще – подальше убирать скатерть-самобранку!

Молодежный инфантилизм
(сценки из учительской практики)

Сценка № 3. «Упал, отжался, встал», или
Размышления о слабой самоорганизации

Сценка из практики

Ребенок на домашнем обучении. Решаем с ним задания по математике. И вижу: если ребенок придет в класс решать 45-минутную контрольную - он будет решать ее неделю!

(занавес)
***

Столкнувшись с этой ситуацией, я всерьез задумался о решении проблемы организации и самоорганизации моих учеников.

И неважно, учатся они в школе или дома. Важно то, как организована их деятельность. И если эта учебная деятельность изначально была распланирована ошибочно, то неудивительно, что задачу на 10 минут ребенок решает целый вечер, а тестовую работу – неделю!

Понаблюдайте за ребенком во время его занятий! Все эти хождения попить-поесть-в туалет, звонки друзьям, компьютерные игры занимают 90% его времени!

Поэтому я считаю, что моя задача как преподавателя – не просто учить математике. Но и воспитывать через обучение: учить детей организованности и собранности.

С улыбкой вспоминаю армейскую команду: «Упал, отжался, встал!»

Может быть – имеет смысл применить ее для улучшения уровня организации?

Конечно, не в прямом смысле нужно заставлять бедняжку-семиклашку отжиматься на счет 1,2,3..

Просто стоит заняться организацией учебной деятельности ребенка по этому принципу.

20 минут – на математику.

Не успел? – Ну что ж. В следующий раз быстрее будешь делать. Переходим к истории.

20 минут – история.

Прочитал, пересказал? – Отлично. Переходим к следующему предмету…

Трудно? Сначала - конечно!

А потом ребенок привыкнет. Поверьте! И это умение организовывать свое время станет привычкой! А привычка (сами знаете) – вторая натура.

И эта натура уже будет уметь самостоятельно организовывать все: время, энергию, деньги. Причем – на всех этапах своей жизни: в школе, в университете, на работе, в жизни.

Ну разве это не прекрасно?!

Молодежный инфантилизм
(сценки из учительской практики)

Сценка № 4. «Но труд упорный ему был тошен…», или
Мой ответ А. Пушкину на решение проблемы инфантилизма

Сценка из практики

Есть у меня одна ученица - Саша.
Решает Саша однажды задачу. Никак не получается.
Спрашиваю ее: «Саша! А кем ты хочешь быть?»
Отвечает: «Проводницей в поезде». Затем видит мое изумление и поясняет: «А что, Леонид Борисович… Пыль протерла, чай разнесла… И завалилась себе на полку».

(занавес)
***

В своей практике я часто имею дело с подобными Сашами.

И меня всегда интересует: по каким мыслительно-жизненным лабиринтам плутал ребенок в процессе своего развития, что в конце своего пути забрел «на вагонную полку»?!

То есть я понимаю желание стать космонавтом и бороздить Вселенную. Или - миллионером и построить всем родным по дому на берегу океана.

Но вот чтобы так примитивно: «вытереть пыль и валяться на полке»…

Почему-то вспоминается строка из школьной программы по литературе – про жизнь Евгения Онегина: «…но труд упорный ему был тошен».

Очевидно, что подобный инфантилизм и «сбой» в процессе социализации и нежелание человека усваивать новые для него социальные роли и принимать какие-то обязательства – остаются актуальными до сих пор.

Причем я, как педагог и учитель математики, в отличие от А. Пушкина, вижу реальный выход из подобной ситуации.

Достаточно просто брать за руку таких Саш и вести туда, где они хотят работать (или учиться).

В частности, было бы неплохо сводить мою ученицу на железнодорожную станцию. И пусть она там поговорит с проводницами. Пусть посмотрит, как они ворочают тюки с бельем, как драят полы, как решают ситуации с отставшими пассажирами, потерявшимися детьми и прочее…

И тогда, надеюсь, стремление к упрощению жизни и максимальному ее облегчению быстро улетучится. А это - то, «что и требовалось доказать»!

Молодежный инфантилизм
(сценки из учительской практики)

Сценка № 5. "Эврика!", или почему я всегда разговариваю с учениками

Сценка из практики

Была у меня одна ученица – Светлана. Очень красивая и знает, что красива. И вот как-то Светлана мне говорит: "Ну вот зачем мне, такой красивой, нужна математика?!"

(занавес)
***

В процессе своей работы я постоянно встречаюсь с тем, что старшеклассники и даже студенты часто не могут или не имеют возможности донести до взрослых свои размышления, сомнения и пожелания.

И у меня часто бывает такое чувство, что я - первый и единственный, кто реально выслушивает и ПОНИМАЕТ И ПРИНИМАЕТ всерьез мнение ребенка.

Вот как в случае со Светланой: именно отсутствием контакта со взрослыми (родными и близкими ей людьми) можно объяснить инфантильность девушки и отсутствие у нее мотивации к учебе.

Я тогда на полном серьезе сказал Светлане: "Подумай! Если к твоей красоте прибавить еще и умение решать задачи – ты станешь просто богиней!"

А позднее, уже после занятия, подумал (и воскликнул про себя: "Эврика!") о том, как ВАЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ с детьми! Выслушивать их и очень тактично направлять их таланты, желания и генетику в позитивное созидательное русло!

И, кроме этого, такие разговоры помогают детям понять самих себя! А родителям - понять собственных детей!

Кстати, о собственных детях...на днях я выслушал откровение одной из мам о том, что я не могу понять ее и ее ребенка - потому что... у меня нет собственных детей!

Вот очень хотелось бы, чтобы эта мама прочитала мой пост... и поняла бы: иногда не обязательно иметь своего ребенка. Чтобы понять моих учеников, мне достаточно быть НЕРАВНОДУШНЫМ человеком, который переживает за них, интересуется их жизнью и мыслями. И главное, хочет помочь им стать счастливыми!

И именно это является для меня одной из моих приоритетных задач!

«Вольному воля...», или
Мои мысли о «ломке» и «лепке» детей

Идет по улице еврейская мама с двумя малышами.
- Ой, Сара Абрамовна! Какие милые крошки! И сколько им лет?
- Гинекологу шесть, а юристу четыре.
(еврейский анекдот)

***

Есть у меня ученик Ростислав.
Мама Ростика - образованнейший человек, типичная отличница по жизни.
И она старается развивать своего ребенка гармонично, по максимуму: Ростика водят на иностранный язык, на русский язык, на бокс, в музыкальную школу...

А что же сам Ростик?

А Ростик ходит туда, куда его ведут. И слушает маму.

До поры до времени...

Начинали мы заниматься втроем: я, мама и Ростик.
Я объяснял маме. Ростик в этот момент отсутствовал и душой, и мыслями. Потом мама объясняла все Ростику ("вбивала", по ее словам).

Затем был прогресс: Ростик честно пытался вникнуть в математику.

Потом мама подустала сидеть рядом и отпустила сына "в свободное плаванье".

И Ростик "поплыл" (в смысле, "уплыл" опять в какие-то свои фантазии, далекие от математики).

То есть даже самому далекому от педагогики человеку было бы ясно, что ребенку элементарно не интересна математика.

Но мама Ростика упорно не замечала (или не хотела видеть?) его желания и предпочтения. Как истинная интеллигентка, она не представляет, как это можно расти, не имея академических интересов. И чисто по-женски, с пылом-жаром отличницы пытается лепить то, что ЕЙ хочется, что ОНА считает нужным и правильным для Ростика.

На самом деле подобная ситуация в моей практике - довольно частое явление.

И я беру на себя роль психолога (хотя это совершенно не моя функция - в данной ситуации) и говорю таким мамам: «Кто кому дан?!»

Ребенок дается родителям для того, чтобы они пересмотрели многие свои убеждения. И ничто так не помогает прорабатывать свои реакции убеждения, как дети. И каждое поколение родителей проходит свои испытания.

Маме Ростика досталось испытание математикой (причем, не самое сложное испытание).

А мама дана своему ребенку, чтобы любить его и чтобы помочь ему раскрыть ЕГО СОБСТВЕННЫЕ (а не мамины) таланты. Так позвольте ребенку быть и стать самим собой!"

В ходе общения я также довольно часто напоминаю таким мамам, что необходимо развивать сильные стороны ребенка. А для этого надо элементарно слушать и слышать ребенка.

Вот хочет мама, чтобы Ростик стал программистом...И она даже говорит, что и Ростик вроде как хочет.

Спрашиваю ее, ходит ли Ростик на какие-то курсы по программированию, пишет ли дома программы, общается ли с такими же подростками на темы программирования.

Ответ мамы: "Нет. Не ходит, не пишет, не общается. Ходил, правда. Но бросил. Не понравилось".

И возникает закономерный вопрос: "И вот с чего мама взяла, что Ростик хочет стать программистом?!"
Да не хочет этого Ростик! Нет у ребенка ни желания, ни способностей, ни интереса к тому, что выбрала за него мама.

Спрашивается: и зачем ломать ребенка?!

На мой взгляд, подобное родительское отношение, забота, "любовь" на корню уничтожают личность ребенка, реально ломают его, его собственное "я", его реальные таланты (которые, конечно же, есть).

Именно поэтому мне хочется "дать вольную" таким детям, не мучить их математикой (или любым другим нелюбимым предметом).

Пусть такие Ростики становятся боксерами, художниками, поэтами.

Но они будут счастливы!

И разве не это - конечная цель и стремление всех мам (и всех педагогов)?!

Вся наша жизнь - театр

Еврейская мама зовет сына с улицы:
- Моня, детка, иди домой!
- Что, мама, я замерз?
- Нет, дорогой, ты кушать хочешь.
(еврейский анекдот)

***

В жизни мне выпадали разные роли.

Был я и отличником, и работником банка, и преподавателем, и бухгалтером, и репетитором.

А недавно мне еще одну роль предложили - роль кормящей матери.

Удивлены?

А я-то как был удивлен!

Но - все по порядку.

Занимается у меня ребенок. И ежедневно этот мальчик бегает в театральную студию: репетирует, учит роли...
Одним словом, живет театром.
Мама ребенка хочет, чтобы ребенок сначала получил "нормальное" образование, где математика обязательна.

Сначала она меня просила задавать сыну по 30 примеров на неделю. Этот план был разбит детской фразой с поистине театральным пафосом: "Все - суета сует..." (в переводе: "Примеры решать не буду. Ну, или решу парочку. И все!").

Маму озаряет новая идея: "Вы ему все по часам и дням распишите. И контролируйте".

Тут уж во мне взбунтовался мой учительский дух!

И я ей сказал: "Уважаемая мама! Я не являюсь кормящей матерью. Я не слежу по часам, когда надо кормить дитя. В смысле - учить.
Я - учитель! Я даю алгоритм, объясняю, как решать, отвечаю на вопросы.
Все остальное ребенок МОЖЕТ и ДОЛЖЕН делать сам!"

После моего монолога мама продолжает гнуть свою линию: "Сам он решать никогда не захочет. Ему это все вообще не надо. Он хочет театр. А ему надо в университет..."

И снова (в который раз) приходится объяснять, что невозможно за ребенка решать, что ребенку хочется и к чему его тянет.

Ни к чему хорошему это точно не приведет.

Ребенок станет воспринимать маму как диктатора, палача и узурпатора. Что дальше? А дальше еще хуже. Ребенок или отдалится. Или начнет врать. Но в любом случае не станет счастлив, потому что счастье - это в первую очередь свобода. Свобода выбора, свобода поступков, свобода ошибок, свобода исправления собственных ошибок.

А мама? Мама, выбирающая роль вечной наседки, забудет (если еще не забыла), что она - в первую очередь - Женщина. Затем - Человек. И только потом - Мать, Жена, Сотрудник на работе и т.п.

Поэтому не стоит забывать своих главных ролей:

Я (при общении с учениками) - ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Не кормящая мать, не гувернер и не нянька.

Ребенок - это РЕБЕНОК, который САМ живет СВОЮ жизнь. Он - не кусок глины, из которой можно лепить то, что хочется мамам-папам. Он ЛИЧНОСТЬ.

А мама - это ЖЕНЩИНА, ЧЕЛОВЕК. Не наседка, не кухарка, не нянька, не диктатор.

И пусть каждый из нас играет свою роль в театре жизни.

Мама всегда права, или Размышления о манипуляции

Изя! Не надо истерить! Мама прожила свою жизнь - проживет и твою!
Причем хорошо это сделает!
(еврейский анекдот)

***

Как математик, я очень часто сталкиваюсь с логарифмами, синусами и косинусами.

Как педагог - в основном с примером "мама + сын" = манипуляция сыном.

Вот хочет Петя заниматься спортом, подтягивается больше всех в классе... Парни ему завидуют, девчонки рукоплещут...

Смотрит на такую жизнь мама Пети и решает: "Нет! Подтягивания, девчонки… Не доведет это моего Петю до хорошего! Надо Пете математикой заняться. Человеком надо Петю сделать - чтобы деньги хорошие зарабатывал".

И все!

Закончилась Петина жизнь!

Началась жизнь маминых манипуляций.

Петю ведут к репетитору математики.

"С какого перепуга математика-то?" - пытается отрыть зарытую собаку Петя.

"С такого!" - отвечает мама, сама, кстати, точно не понимающая, почему именно математика пришла ей в голову. Но что пришло - то пришло. Женская логика - вещь серьезная.

И теперь дело Пети - полюбить математику.
А дело репетитора - влюбить в математику ошеломленного женской логикой Петю.

И глядя на таких "Петя + мама" я искренне верю, что в природе женщины заложен ген манипуляции мужчиной. Посмотрите запросы в Интернете: "Как манипулировать мужчиной…чтобы женился,..чтобы купил шубу"...

То есть без манипуляции - вот никак и никуда!

И я, как свидетель начальной стадии зарождения манипуляций, вижу реакцию мальчиков: они бунтуют. Отстаивают свое право, свой выбор, свою жизнь.

И это правильно. Потому что если не перестать манипулировать Петей, он привыкнет, что за него все решают другие. И его придется водить за ручку до конца жизни: вести на ЕГЭ, в университет, на работу устраивать - тоже ведя за ручку.

Или же "дотолкать" Петю до подходящей жены и передать, как эстафетную палочку. А дальше уже жена его будет толкать-тащить.
Только женщину такую надо будет еще и поискать: надо ведь, чтобы у нее было безграничное чувство сострадания.
Потому что при таком варианте воспитания Петя будет напоминать чемодан без ручки.
Да и увести потом такого Петю из семьи - как бычка на веревочке - будет проще простого.

И работодатель будет крутить-вертеть этим Петей - как хочет. А что?! Ведь Петя уже привык, что им манипулируют.

Именно поэтому я крайне против женских манипуляций. Смотрите, слушайте, анализируйте своего ребенка. И помогайте раскрыть те желания и таланты, которые заложены природой.

И тогда ребенок с гордостью скажет: "Да, мама была права, заметив мой талант и помогая довести его до совершенства".

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам - урок!

(Посвящается всем, кто пытается угадать себя в моих постах)

Я искренне радуюсь и благодарю всех моих читателей за их внимание и комментарии.

Эта поддержка дает мне энергию развиваться дальше. Я учусь у них и вместе с ними.

Также мне хочется сказать, что каждый мой пост - это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (точнее, научно-художественное) произведение.

И я создаю их на основе своего собственного, личного видения системы образования и воспитания.
Все мои посты - это мысли и идеи моих научных исследований, моей формирующейся докторской диссертации.

В своих постах я сознательно избегаю сложных научных терминов и "заумных" фраз – потому что хочу быть пОнятым и элементарно доступным для широкой аудитории.

Смысл каждого поста - обобщающий.
Все персонажи и образы – собирательные и отчасти вымышленные.

И еще я очень люблю излагать свои мысли кратко, доходчиво и по существу, используя юмор, гротеск, гиперболы и метафоры. Это отлично помогает заострить и усилить эмоциии. И смысл моих постов становится более понятным. Кроме того, я уверен, что юмор и смех продлевают жизнь и заряжают положительной энергией. И этой позитивной энергией я и делюсь с моей аудиторией.

Мои посты – это не переписка с каким-то конкретным человеком.
Это – не моя цель. Да и думаю, понятно, что фактически невозможно писать посты для каждого человека, с которым я общаюсь. Поэтому не стоит моим коллегам, знакомым, ученикам и родителям учеников читать и гадать: про него это или не про него написано. Это будет совершенно неправильно.

Вообще все, что я пишу – это не ПРО, а ДЛЯ моих читателей!
Хочется, чтобы они читали, анализировали, брали в свою жизнь и в практику то, что понравилось и что они считают правильным и нужным.

И чтобы мы все не забывали слова А.Пушкина про уроки из любой сказки!

МАМАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ…

Мама - это единственный человек,
который любит тебя по-настоящему
просто за то, что ты есть.

Омар Хайям


Несколько своих постов я уже посвятил мамам, их роли в образовании и воспитании детей.

И сегодня я снова хочу поднять тему материнства и подчеркнуть, что отношусь с пониманием к той неимоверно ответственной роли, которая выпадает на долю мам.

Когда в одном из моих постов упоминались материнские манипуляции,
было совершенно очевидно, что все эти действия выполняются мамами только из благих побуждений.

Ведь любому из нас понятно, что своих детей мамы стараются наставить на путь истинный любыми способами (иногда даже и не совсем психологически оправданными).

И тем не менее каждая мама старается - как может. Старается изо всех своих сил, потому что хочет, чтобы жизнь у ее ребенка была легче и лучше, чем у нее. И естественно, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был счастлив. Потому что для мамы ее ребенок ВСЕГДА останется ребенком: будь ему 5, 15 или 35, 50 лет!

И когда мы говорим о безусловной любви, мы понимаем: именно такая любовь присутствует у мамы к своему ребенку. И это – всепрощающая любовь, любовь абсолютная.

И все мы, конечно же, любим своих мам. И мы им благодарны.
Хотя не всегда можем выразить свою любовь.

И я тоже очень люблю свою маму. И очень благодарен ей за всё. И считаю, что мой профессиональный путь заложен именно моими родителями!

И несмотря на то, что я уже стал взрослым, я по-прежнему чувствую мамину заботу и знаю, что моя мама хочет видеть меня счастливым.

И именно поэтому я, конечно же, всегда поддерживаю мам в любых их стремлениях и начинаниях – потому что знаю, что все их действия продиктованы любовью к своим детям и заботой о них.
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone