Леонид Борисович Райхельгауз

Мероприятия
1. Елабуга, Казань, сентябрь 2022
1.1 27 сентября
1.2 28 сентября
1.3 29 сентября
2. Ярославль, ноябрь 2022
2.1 2 ноября
3. Воронеж, ноябрь 2022
3.1 12 ноября
3.2 15 ноября
4. Ярославль, март 2023
4.1 2 марта
4.2 3 марта
4.3 4 марта
6. Елабуга, Казань, сентябрь 2023
27 сентября
7. Санкт-Петербург, ноябрь 2023
24 ноября
8. Ярославль, сентябрь 2024
9 сентября
9. Елец, сентябрь 2024
20 сентября
10. Ярославль, декабрь 2024
17 декабря
11. Ярославль, март 2025
19-20 марта
12. Красноярск, апрель 2025
24-26 апреля

1. Елабуга, Казань, сентябрь 2022

27 сентября

27 сентября 2022 года для участия в международной конференции я приехал в прекрасный город Елабуга, Республика Татарстан России.

Меня очень тепло встретили мои коллеги, сотрудники Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Алсу Рамилевна Рахманова и Раиля Равилевна Шапирова.

Мы прекрасно провели время: много общались и гуляли по городу, где я любовался великолепно сохранившимися старинными 2-х и 3-х этажными зданиями.

Я также с удовольствием узнал, что эти живописные места на берегу реки Камы – место судеб удивительных людей. И.И. Шишкин, В.М. Бехтерев, Марина Цветаева…Вот неполный перечень знаменитых людей, которые рождались или жили здесь.

Благодаря Алсу Рамилевне и Раиле Равилевне мне посчастливилось посетить Музей И.И. Шишкина с его старинной деревянной мебелью, великолепными часами с кукушкой и перепелкой (очень люблю любые часы), и, конечно же, полотнами кисти великого художника.

Кстати, ассоциация имени Шишкина со вкусными шоколадными конфетами «Мишка косолапый» (для фантиков которых была использована репродукция известной картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу») была у меня в этот день особенно сильна.

Мы также побывали в Музее уездной медицины, посвященном учёному-психоневрологу В.М. Бехтереву и находящимся в прекрасно сохранившемся деревянном строении бывшего хирургического корпуса земской больницы Елабуги.

В ходе моего дальнейшего общения с педагогами института я также познакомился с великолепным преподавателем, заведующей кафедрой педагогики, кандидатом педагогических наук Ольгой Васильевной Шатуновой Её позитивная энергетика, душевная теплота, внимание и неподражаемое чувство юмора сделали моё пребывание в Елабуге еще более эмоционально комфортным, за что я хочу сказать Ольге Васильевне своё искреннее «спасибо».

Отдельно я хочу поблагодарить директора института Елену Ефимовну Мерзон за приглашение на конференцию и возможность восхищаться высочайшим уровнем организации мероприятия международного уровня.
Встречи и сопровождение гостей-участников конференции, проведение официальных и неофициальных мероприятий – всё это проходило «без сучка и задоринки», и главное – с невероятным уровнем душевности и позитивности.

Я еще раз хочу поблагодарить весь педагогический состав Елабужского института за неподражаемые гостеприимство и радушие, которые были мне оказаны.

28 сентября

28 сентября 2022 года я выступал с лекцией в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета, который находится в Республике Татарстан России.

Я рассказал об основных результатах своего исследования академической резильентности в рамках работы над докторской диссертацией по этой теме.

Так, мною было дано ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ как способности обучающихся сохранять устойчивый образовательный результат
вне зависимости от изменений, условий обучения, ситуаций контроля и вопреки
усложнившимся ситуациям.

Также я рассказал об УРОВНЯХ СТРУКТУРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ, обозначающих не столько способность выполнять требования стандартов, сколько способность преодолевать трудности и достигать образовательных результатов с наименьшими потерями.

Кроме того, я описал ФАКТОРЫ и УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ формирования академической резильентности, которые могут быть использованы в ежедневной практической педагогической работе.

Я коснулся также своей опытно-экспериментальной работы 2017-2021 годов, в ходе которой мною были выделены 2 закономерности дидактического принципа академической резильентности.

Первая закономерность освещает ЗАВИСИМОСТЬ способности сохранять устойчивый результат ОТ наличия ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ, уровня осознанности учебной деятельности, навыков самоорганизации и понимания уровня собственной компетентности.

Вторая закономерность описывает главное ПРЕПЯТСТВИЕ проявления сформированных компетенций в ситуациях контроля и проверки – АКАДЕМИЧЕСКУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ.

На основе анализа образовательных результатов 150 случайно выбранных обучающихся 10-11-х классов и 1-2 курса вуза я определил несколько положений, способствующих повышению уровня академической резильентности.
Так, УВЕРЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ меняться в положительную сторону, постоянное соотнесение результатов с ранее намеченной целью и организация контроля всего процесса познавательной деятельности влияют на (и улучшают) устойчивость результатов.

Формат лекции-презентации позволил мне также продемонстрировать таблицы и графики, в которых представлены, в частности, схема СВЯЗИ между МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ и уровнем УСТОЙЧИВОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ и схема концепта фундирования академической резильентности.

По окончании лекции мы очень тепло и плодотворно пообщались с педагогами Елабужского института.

https://kpfu.ru/elabuga/v-elabuzhskom-institute-kfu-sostoyalsya-seminar-421627.html

29 сентября

29 сентября 2022 года я выступал с докладом «АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ как новый образовательный результат» в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета (Республика Татарстан России).

Там 29 и 30 сентября проходила I Международная научно-практическая конференция «Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций».

В рамках пленарного доклада я осветил проблему академической резильентности и ее структуры, а также упомянул об актуализации тенденций позитивной педагогики, позволяющей улучшить существующие на сегодня образовательные практики.

Главный акцент моего выступления был сделан на то, что концепция академической резильентности – это путь к достижению обучающимися устойчивых образовательных результатов, а также формирование собственной образовательной стратегии и счастливой полноценной личности.

Данное выступление является РЕЗУЛЬТАТОМ МОЕГО МНОГОЛЕТНЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА С МОИМИ НАСТАВНИКАМИ, которым я ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ ГЛУБОКУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ.

Именно ОНИ ВНЕСЛИ ОЩУТИМЫЙ ВКЛАД В МОЁ СТАНОВЛЕНИЕ как ученого – математика и педагога.

Как МАТЕМАТИК я принадлежу Воронежской математической школе.

И я говорю искреннее спасибо

моему школьному учителю Галине Николаевне Волковой,

профессору (к сожалению, уже покойному) Борису Николаевичу Садовскому,

профессору Андрею Владимировичу Глушко,

профессору Льву Николаевичу Ляхову и

моему преподавателю Ларисе Николаевне Барковой.

У них я учился в школьные и студенческие годы и продолжаю учиться по сей день.

Как ПЕДАГОГ я формируюсь благодаря моему сотрудничеству с

неподражаемыми в своем профессионализме преподавателями и профессорами Ярославского государственного педагогического университета.

Я бесконечно благодарен

ученому и человеку с большой буквы – ректору ЯГПУ профессору Михаилу Вадимовичу Груздеву - за то, что он «увидел» меня и поддержал мое развитие.

И, конечно же, я от всей души благодарю моего

блистательного научного консультанта – профессора Ирину Юрьевну Тарханову – за её бесценные помощь и советы в ходе моей работы над докторской диссертацией.

И в заключение я хочу поблагодарить
всех моих наставников за их высочайшие морально-нравственные качества.

Благодаря общению с ними я понял, как важно воспитанное во мне еще

моими родителями

правило всегда быть и оставаться достойным и благородным человеком.

Спасибо вам всем, дорогиемои учителя и наставники!

https://kpfu.ru/elabuga/v-elabuzhskom-institute-kfu-sostoyalas-i-421650.html

2. Ярославль, ноябрь 2022

2 ноября

Сегодня, 2 ноября 2022, я принял участие в Международной научно-практической конференции "Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы".

Конференция, рассчитанная на 2 дня, проходит в Ярославле на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в очно-заочном формате.

Свое выступление "Преемственность развития функциональной математической грамотности на этапе "школа-вуз" я оформил в виде презентации.

Я отдаю предпочтение этой форме выступлений, потому что люблю наглядно, четко и кратко представлять сложные умные понятия и идеи.

Кроме того, сегодняшняя презентация дала возможность показать моим коллегам множество вариантов заданий и задач по математике, которые я использую в своей практике.

Рассказывая о специфике развития математической грамотности в школе и вузе, я рассказал о проведенном опросе 114 студентов: в частности, о том, что очень многие из них испытывают трудности даже в элементарных математических вопросах.

Поэтому предлагаемые в моем выступлении алгоритмы изучения математических тем (в соответствии с разработанными академиком Е.И. Смирновым концептами-нишами математического образования) предусматривают опору на получаемые в школе математические знания и навыки и затем их поэтапное "надстраивание" в вузе.

И поскольку для выступления мне отводилось совсем немного времени, я предложил участникам конференции продолжить наше взаимодействие в социальных сетях.

3. Воронеж, ноябрь 2022

12 ноября

Библиотека + математика + вы,
или Как необычно провести субботний вечер

- Как разделить 5 картофелин на 6 человек?
- Надо сделать из них пюре
(анекдот из серии «Математика для жизни»)

12 ноября я выступал в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина с лекцией «Преемственность развития функциональной математической грамотности на этапе «школа-вуз» в рамках проекта «Учимся учиться и учимся учить».

Моё выступление сводилось к доказательству от противного тезиса, что «Математика – это вам не физика, где можно химичить» (шутка). Ведь именно при изучении математики можно и химичить…и физичить)), и логически разработать стратегию собственного успеха.

Представленные в презентации математические задачи из жизни позволили мне продемонстрировать, что математика тренирует ум, развивает логику и аналитическое мышление и что математика – это инструмент для взаимодействия с действительностью.

Уютная обстановка библиотечного зала и позитивная энергетика присутствующих постепенно превратили наше мероприятие в теплое дружеское общение.

В такой непринужденной обстановке я кратко рассказал о своей новой научно-практической методике обучения с акцентом на формирование академической резильентности через формирование функциональной математической грамотности.

Кстати, говоря о личностном преодолении как неотъемлемом условии формирования математической грамотности, я упомянул своих гостей.
Я сказал им, что они являются классическим примером такого преодоления. Ведь выбирая в субботний прекрасный вечер не «отрыв» в клубе или ресторане, а лекцию по математике, они совершают великий личностный подвиг – совершенствуют свою личность.

Я еще раз благодарю всех участников нашего мероприятия за проявленный интерес и позитивное взаимодействие!

15 ноября

Семь футов под килем,
или Как превратить уроки/лекции по математике в увлекательное путешествие

Жизнь – это путь. У кого-то это путь до магазина и обратно. У кого-то – кругосветное путешествие.

15 ноября я принял участие в работе VI-ой международной научной школе «Актуальные направления математического анализа и смежные вопросы», организованной Воронежским государственным педагогическим университетом.

Основные положения своего пленарного доклада на тему «Дидактические основы обеспечения устойчивых образовательных результатов при обучении математике» я строил на многолетнем опыте работы со старшеклассниками и студентами.

Подчеркивая, что для достижения и сохранения образовательного успеха важен не столько высокий, сколько устойчивый образовательный результат, я представил таблицы-путеводители по нишам (концептам) изучения математики начиная с 5 класса и заканчивая 1-2 курсами вузов.

Такая схема изложения предмета позволяет обучающимся чувствовать себя этакими капитанами кораблей, бороздящими просторы (темы) математики. Прокладывая оптимальный для своего корабля (себя) маршрут путешествия-обучения, школьники и студенты могут одновременно устранять бунты на корабле (в смысле – устранять проблемы/пробелы в знаниях).

Занимательные текстово-сюжетные задачи (примеры которых я также показал в своей презентации) призваны развивать функциональную математическую грамотность и действительно превращать изучение математики в увлекательное кругосветное путешествие по теоремам и правилам.

4. Ярославль, март 2023

2 марта

Сегодня, 2.03.2023, в Ярославле проходит международный форум «Евразийский образовательный диалог», посвященный русской педагогической школе К.Д. Ушинского - национальной гордости России.

В его формате обсуждаются новые дидактические решения в духе постмодернизма.
И каждый вырабатывает свои познавательные стратегии, рефлексируя их результативность, делая новые и новые попытки выработки своего стиля обучения, чтобы сыграть мелодию своего самодетерминированного развития максимально изящно и эффективно.

3 марта

Да что вам не сидится там, на задних партах?!
У вас там Интернета нет, что ли?!

3.03.2023 я выступил в Ярославле на международном форуме «Евразийский образовательный диалог» с докладом «Типы научных рациональностей и влияние постмодернизма на трансформацию обучения в современных реалиях».
Благодаря очному формату я имел уникальную возможность пообщаться со многими талантливыми и знаменитыми педагогами-практиками и экспертами в области педагогики. Смог, что называется, «и на людей посмотреть, и себя показать».
В своей презентации я представил три типа научных рациональностей и особое внимание уделил концепции постнеклассической рациональности, в эпоху которой мы живем. Всеобщая цифровизация «всех и всего» (вспомнился основоположник дидактики Ян Коменский с его желанием учить всех всему) заставила дидактику искать новые решения и совершенно по-новому относится как к работе педагога, так и к восприятию обучающихся. «Подавать на блюдечке с каемочкой» знания ученикам уже не в тренде. Стоять педагогу у доски с тряпкой и мелом – тоже.
А вот в ходе диалога, опираясь на опыт ученика, создавать новые знания – это (как говорится) то, «что доктор прописал».
Во время выступления я рассказал также о том, что в своей работе со студентами и школьниками я в первую очередь опираюсь на идеи и концепции дидактики оптимизма и позитивной педагогики. Это когда педагог с помощью новейших методов и технологий вдохновляет обучающихся, поддерживает их, «дает им крылья».
Пожалуй, я выступаю в роли того профессора из знаменитого анекдота, когда во время экзамена студент берет один билет, потом просит другой, потом третий… Вся комиссия начинает тихо возмущаться… А старый профессор – председатель комиссии – мудро замечает: «Дадим ему шанс! Если что-то ищет – значит, что-то знает».
Поэтому наша задача, как грамотных педагогов, - создать такую образовательную среду, чтобы ученики сами захотели учиться.
Об этом я тоже не забыл сказать.
И не забываю это ДЕЛАТЬ каждый день, когда веду свои занятия.

4 марта

Театр – это такая кафедра, с которой
можно много сказать миру добра
Н.В. Гоголь

2 марта в рамках международного форума «Евразийский образовательный диалог» я побывал в ярославском театре имени Федора Волкова на спектакле-концерте «От Некрасова до Некрасова».

Посвящённый 200-летию со дня рождения поэта спектакль был поставлен в весьма современном стиле. Этот стиль я, человек весьма далекий от театрального мира, но тщательно изучивший дидактику постмодернизма, назвал бы «театральным постмодерном».

Кстати, слушая известные (и неизвестные мне лично) отрывки из произведений, я вспоминал свои школьные годы… и как бабушка вместе со мной учила стихотворения Некрасова, например «…Лошадка, везущая хвороста воз» … Прекрасные ностальгические чувства…

И я искренне благодарен организаторам форума в Ярославле – Ярославскому государственному педагогическому университету – за великолепно и четко распланированные мероприятия досуга: за несколько дней я успел побывать и на экскурсии, и на спектакле, и выступить с докладом.

Спасибо всем моим дорогим коллегам за насыщенную программу и с удовольствием и пользой проведенные дни!

5. Ярославль, июль 2023

6 июля, у меня прошла защита на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского https://vk.com/yspu по теме «Дидактические основы формирования академической резильентности старшеклассников».

Я пришел в педагогику для осмысления своего практического опыта.

Мне повезло учиться у самых-самых. Так было в моей семье, в школе, и в годы учебы в университете, и в аспирантуре, и в докторантуре, так продолжается и сейчас. С некоторыми из наставников мы стали коллегами, с некоторыми – друзьями. А некоторые оставили в моей судьбе такой яркий след, оказали такое сильное влияние, что стали для меня непререкаемыми авторитетами.

И я хочу поблагодарить моих родителей, всех моих учителей и наставников – за возможность учиться у них.

Отдельное спасибо я хочу сказать глубокоуважаемому ректору ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, профессору Груздеву Михаилу Вадимовичу – за веру в меня и мои идеи.
Я также очень благодарен уважаемому профессору Тархановой Ирине Юрьевне – моему научному консультанту – за её непосредственное участие в моем профессиональном становлении.
Огромное спасибо за искреннее внимание и поддержку я хочу сегодня сказать председателю диссертационного совета уважаемому профессору Байбородовой Людмиле Васильевне, уважаемому профессору Рожкову Михаилу Иосифовичу, уважаемому профессору Смирнову Евгению Ивановичу и моим оппонентам на защите: уважаемому профессору Галактионовой Татьяне Гелиевне, уважаемому профессору Дворяткиной Светлане Николаевне и уважаемому профессору Суртаевой Надежде Николаевне.

Ведь любой учитель транслирует между строк свои ценности и смыслы, которыми он живет.

И наивысший образовательный результат происходит тогда, когда эти смыслы – у учителя и ученика – совпадают на подсознательном уровне!

И тогда начинается настоящая магия!

Магия с продолжением…

Спасибо всем за причастность к моим начинаниям и продолжениям!

6. Елабуга, Казань, сентябрь 2023

27 сентября

Конец сентября я провел очень плодотворно.

Я посетил город Елабугу. Причем приезжаю сюда уже второй раз. И у меня есть предположение, что это может стать хорошей традицией.

Я снова с удовольствием пообщался с великолепным преподавателем, заведующей кафедрой педагогики, кандидатом педагогических наук Ольгой Васильевной Шатуновой. Также я в очередной раз хочу поблагодарить директора института Елену Ефимовну Мерзон за организацию очень душевного и комфортного мероприятий – двух конференций, на которых я выступил с докладами-презентациями «Интернет-молодежь: особенности процесса обучения в постиндустриальном пространстве» и «Повышение академической резильентности обучающихся: практическая технология в действии».
По итогам эффективной работы я получил благодарственное письмо.
Так совпало, что конференции проходили в преддверии Дня учителя.
И это письмо на самом деле адресовано не только мне, но и моим преподавателям и наставникам.

Как математик я принадлежу Воронежской математической школе. И я говорю искреннее спасибо моему школьному учителю Галине Николаевне Волковой, профессору (к сожалению, уже покойному) Борису Николаевичу Садовскому и профессору Андрею Владимировичу Глушко, профессору Льву Николаевичу Ляхову и моему преподавателю Ларисе Николаевне Барковой. У них я учился в школьные и студенческие годы и продолжаю учиться по сей день.

Как педагог я формируюсь благодаря моему сотрудничеству с неподражаемыми в своем профессионализме преподавателями и профессорами Ярославского государственного педагогического университета.

Отдельное спасибо я хочу сказать глубокоуважаемому ректору ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессору Груздеву Михаилу Вадимовичу – за веру в меня и мои идеи.
Я также очень благодарен уважаемому профессору Тархановой Ирине Юрьевне – научному консультанту моей докторской диссертации – за её непосредственное участие в моем профессиональном становлении.

Также я искренне благодарен за внимание и поддержку уважаемому профессору Байбородовой Людмиле Васильевне, уважаемому профессору Рожкову Михаилу Иосифовичу, уважаемому профессору Смирнову Евгению Ивановичу, уважаемому профессору Галактионовой Татьяне Гелиевне, уважаемому профессору Дворяткиной Светлане Николаевне и уважаемому профессору Суртаевой Надежде Николаевне.

Всеми этими людьми я искренне восхищаюсь и считаю, что на самом деле любой УЧИТЕЛЬ транслирует между строк свои ценности и смыслы, которыми он живет. И наивысший образовательный результат происходит тогда, когда эти смыслы – у УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКА – совпадают на подсознательном уровне!

И тогда начинается настоящая магия!

Магия с продолжением…

Я поздравляю всех причастных к нашему профессиональному великому празднику учителей, педагогов и наставников!
И желаю успехов во всех начинаниях и продолжениях!

7. Санкт-Петербург, ноябрь 2023

24 ноября

Учительница русского языка, впервые прыгнув с
парашютом, была потрясена, удивлена, крайне
обескуражена, но вслух кричала совсем другое.
Анекдот

24 ноября в Санкт-Петербурге в доме № 1 на Невском проспекте в великолепном Менделеев холле с окнами на Дворцовую площадь состоялась XV Международная научная конференция «Педагогика текста. Текст педагога».

Почему так подробно о «месте встречи»?
Четкие геометрические линии и сферы Санкт-Петербурга для меня прекрасны – как геометрия. А неожиданно по-новаторски оформленные помещения старинных зданий вызывают у меня неподдельный восторг.

И я бесконечно благодарен глубокоуважаемой Татьяне Гелиевне Галактионовой – идейному вдохновителю конференции – за ее приглашение и сердечное гостеприимство.

И вот 24 ноября я стал частью интеллектуально-эстетического величия Санкт-Петербурга.

Комфортный зал с многогранным выставочным пространством.
Элегантные и умные представительницы прекрасного пола.
И, конечно же, значение и ценность Слова, Текста в наше непростое время.

Как разговаривать с молодежью?
Как повысить престиж педагога и педагогики?
Как сохранить и донести до современного растущего поколения красоту и значимость мудрых наставников – текстов и их создателей?

Мне посчастливилось быть «левой рукой» (я сидел слева…иначе бы мог стать и «правой рукой») глубокоуважаемой Елены Ивановны Казаковой – хозяйки-ведущей «педагогического салона с панелями». И под впечатлением от её обаяния и искрометного юмора мы все с особым удовольствием обсуждали в кругу единомышленников своё видение и решение данных вопросов.

Глубоко продуманная, четкая, оригинальная и новаторская организация мероприятия.
Необычайно теплая дружеская атмосфера конференции.
Легкий юмористический подтекст выступлений и комментариев участников.
Вот «послевкусие» от 24 ноября.
А если выражаться кратко: восторг, упоение, экстаз*.

* Для желающих описать 24 ноября более ёмко и эмоционально – можно воспользоваться лексиконом прыгнувшей с парашютом учительницы русского языка.

8. Ярославль, сентябрь 2024

9 сентября

Сегодня у меня насыщенный день: одновременного завершения и начала.

Сегодня закончился очень важный для меня жизненный этап: моя исследовательская научно-педагогическая деятельность была официально завершена вручением диплома о присуждении мне ученой степени доктора педагогических наук.

Я искренне благодарен всем, кто принимал и принимает деятельное участие в становлении меня как ученого и педагога. И этот диплом – итог нашего совместного научного, творческого и человеческого взаимодействия и сотрудничества.

Отдельное спасибо я хочу сказать глубокоуважаемому ректору ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, профессору Груздеву Михаилу Вадимовичу – за веру в меня и мои идеи.

Я также очень благодарен уважаемому профессору Тархановой Ирине Юрьевне – моему научному консультанту – за её непосредственное участие в моем профессиональном становлении.

Огромное спасибо за искреннее внимание ко мне и моей работе я хочу сегодня сказать уважаемому академику Смирнову Евгению Ивановичу, а также первому проректору Ходыреву Александру Михайловичу за внимание и интерес ко мне – с нашей первой встречи у него в кабинете.

Сегодня также начался новый этап моей биографии: Ярославль официально стал моим основным местом работы в должности профессора кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике физико-математического факультета одного из старейших университетов нашей страны – Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Я привез сюда свою трудовую книжку и уже начались мои первые очные рабочие дни и знакомство и работа со студентами.

Спасибо всем за причастность к моим начинаниям и завершениям!

9. Елец, сентябрь 2024

20 сентября

20 сентября 2024 года я выступал с докладом в Елецком государственном университете имени И.А.Бунина на X Международной научно-практической конференции « Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» (ФПМИ – 2024).

В рамках моей темы «Технологии сопровождения формирования академической резильентности обучающихся юношеского возраста» я рассказал об академической резильентности – как способности обучающихся сохранять устойчивый образовательный результат вне зависимости от изменений, условий обучения, ситуаций контроля и вопреки усложнившимся ситуациям.

Также мною были представлены уровни структуры академической резильентности, обозначающие не столько способность выполнять требования стандартов, сколько способность преодолевать трудности и достигать образовательных результатов с наименьшими потерями.

Кроме того, я описал факторы и условия эффективности формирования академической резильентности, которые могут быть использованы в ежедневной практической педагогической работе.

Особый акцент в своем выступлении я сделал на описании технологии сопровождения формирования академической резильентности обучающихся юношеского возраста. Данная технология относится к категории субъектно-ориентированных технологий и сочетает векторы внутренней и внешней индивидуализации.
Внутренняя индивидуализация при этом проявляется в процессах учебной самостоятельности и базируется на сформированной у обучающегося мотивации.
Внешняя индивидуализация воплощается в педагогическом сопровождении.

Формат доклада-презентации позволил мне четко, кратко и логично осветить все основные моменты моего выступления и наглядно продемонстрировать структуру, факторы формирования, дидактическую модель формирования академической резильентности, информационно-семиотическую модель содержания математического образования, а также ряд действий педагога и обучающихся на основных последовательных этапах субъектно-ориентированной технологии педагогического сопровождения формирования академической резильентности старшеклассников.

В ходе конференции мы очень тепло и плодотворно взаимодействовали как с коллегами из Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, так и с остальными участниками мероприятия.
Через годы, через расстоянья…

Когда я учился в аспирантуре в 2009-2010 годах, моим руководителем по кандидатской диссертации был профессор Ляхов Лев Николаевич, который много работал в Воронеже, Ельце и Липецке. И он мне рассказывал, что они вместе со Светланой Николаевной Дворяткиной написали книгу по теории вероятностей – учебное пособие. А Светлана Николаевна училась в аспирантуре у Льва Николаевича и к этому времени уже была кандидатом физико-математических наук.

Так я впервые услышал о Светлане Николаевне… И очень хорошо помню это учебное пособие, которое очень мне нравилось. Я в то время вел занятия в Технологической академии, вел практику и использовал это учебное пособие на занятиях.

Затем, в 2019 году, уже учась в докторантуре в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского в городе Ярославле, я про Светлану Николаевну снова услышал от профессора Евгения Ивановича Смирнова, с которым мы очень много беседовали и взаимодействовали, а сейчас я работаю у него на кафедре...
И я узнал, что Светлана Николаевна в докторантуре училась у Евгения Ивановича.

В 2023 году мы со Светланой Николаевной познакомились лично: она стала оппонентом на защите моей докторской диссертации.

А немного позже, в 2024 году, Светлана Николаевна пригласила меня выступить с пленарным докладом на конференции в Ельце…

В моем детстве была программа – «Песня года». И в этой передаче была песня-заставка «Через годы, через расстоянья… песня не прощается с тобой»…

Так и у меня: через годы, через расстоянья – Светлана Николаевна…

10. Ярославль, декабрь 2024

17 декабря

Уважаемые организаторы и участники дискуссионной площадки «Педсовет76.РФ»!


Прежде всего хочу выразить свою искреннюю благодарность за приглашение к участию в этом мероприятии по развитию российского образования!

Для меня была большая честь (и, одновременно, удовольствие) поделиться с вами результатами исследований в области новых методов объяснения теории вероятностей.

Мой доклад «От шансов к вероятностям: как объяснить теорию вероятностей от школьной парты до университетской доски" на конференции "Реперные точки школьного курса "Вероятность и статистика" был посвящен вопросам организации учебного процесса в школе по теме "Теория вероятностей».

В настоящее время теория вероятностей является одной из революционных курсов, как школьной, так и ВУЗовской математики, хотя бы потому, что все нынешние востребованные нейросетевые технологии построены на байесовской статистике.

Поэтому преподавание этого курса требует от учителя кардинального изменения стиля работы: дискуссий, усиленной устной работы, а также расширения собственного кругозора в областях других наук, например, биологии, географии, и даже истории и литературы, в дополнение к привычным методам и подходам к обучению.

Я также убежден, что основным условием роста эффективности учителей является изменение самой технологии профессиональной деятельности.
В своем докладе я коснулся двух основных тем этого курса: «Случайные события» и «Случайные величины» и кратко показал, как преподавать основные понятные темы, наиболее доступным и наглядным для учащихся.

Для меня было особенно важно подчеркнуть, что в современной школе необходимо изначально так организовать учебный процесс по этой теме, чтобы органично сохранить процесс передачи «вероятностных» знаний от школы к ВУЗу, или, как говорится в названии доклада «от школьной парты до университетской доски».

Я думаю, вы согласитесь со мной, что сейчас эта тема является одним из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования.

В первую очередь, это обусловлено той ролью, которую играют вероятностно-статические знания в подготовке современного человека.
В нашу жизнь плотно вошли референдумы, выборы, банковские кредиты, страховые полисы, социологические опросы. Всё чаще делаются важные для нашей повседневной жизни прогнозы, которые требуют представлений о вероятности.

Поэтому трудно адекватно воспринимать социальную, политическую, экономическую действительность без вероятностно-статической грамотности.

Я очень надеюсь, что мой скромный вклад в развитие темы преподавания курса «Теория вероятностей и статистика» окажется полезным для вашей работы.

И, очень надеюсь, на продолжение нашего сотрудничества.

До новых, приятных встреч, друзья!

11. Ярославль, март 2025

19-20 марта

Многоуважаемые участники Секции #4 Международного форума "Образовательный диалог", состояшегося 19-20 марта 2025 года в славном древнем русском городе Ярославль!
И просто - милые (во всех отношениях) дамы!
Прежде всего хочу выразить свою искреннею признательность за возможность своего участия в этом представительном и значимом для будущего российского образования мероприятии.

В Ярославле, под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Ярославской области и Российской академии образования ведущие отечественные и мировые специалисты в области педагогики обсуждали проектирование нового образовательного пространства и те ключевые цивилизационные вызовы, которые стоят перед современным образованием.

Как мы все помним, наша секция называлась "Какие дидактические решения в современной школе смогут ответить на новые экономические и социальные вызовы? Образовательные технологии эпохи цифровизации и глобального цивилизационного обновления".

Мое выступление "Ситуация успеха в обучении старшеклассников: педагогические технологии снижения стресса и когнитивных барьеров" было посвящено поиску принципиально новых образовательных решений для обучения человека цифровой эпохи (или, как сейчас нередко говорят - сетевой личности) в парадигме синергетики и концептах позитивной педагогики и метаобразования.

Как говорил великий средневековый ученый Роджер Бэкон: "В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике – проницательность".

Я сердечно благодарю координаторов нашей секции: Елену Ивановну Казакову, Ирину Михайловну Осмоловскую и Ирину Юрьевну Тарханову за очень внимательное и благожелательное отношение к нашим выступлениям.

Мне кажется эти два дня прошли очень творчески и, одновременно, душевно. Это было настоящее общение единомышленников.
Коллеги! Буду счастлив видеть вас всех снова и снова!

До новых приятных встреч, друзья!

12. Красноярск, апрель 2025

24-26 апреля

Красноярск. Первые впечатления.

  • Вчера впервые в жизни прилетел в этот большой сибирский город.

  • И уже почти влюбился в этот суровый, но такой душевный край – Красноярск впечатлил меня с первых минут!

  • Первое, что поражает – его динамичный характер,
сочетающий мощь природы и энергию большого города.

  • Енисей не просто река, а настоящая сибирская душа – то спокойная и зеркальная, то бурлящая и неукротимая.

  • Широкая и невероятно живописная, она сразу
покоряет своим масштабом!

  • Сразу понимаешь, что это город контрастов: где-то чувствуешь дыхание истории, а где-то – ритм современной Сибири. И всё это – с особым, чуть суровым, но искренним теплом.

  • А ещё здесь есть уютные парки, мощёные улочки и особый сибирский колорит.

  • Надеюсь в ближайшие дни лучше познакомиться с городом и окрестностями - в творческих планах посетить заповедник "Столбы", где скалы-исполины возвышаются среди тайги и Часовню Параскевы Пятницы – символ города на Караульной горе. И, конечно, Красноярскую ГЭС – исполина на Енисее с ее плотиной высотой с 50-этажный дом.

  • И просто насладится сибирской красотой – здесь остро чувствуется, что вокруг горы, тайга и
ощущение настоящего простора, которого так не хватает в мегаполисах.

как говорится - wish you were here, друзья!

Продолжаю знакомство с Красноярском и его системой образования.

  • Вчера посетил ФМШ СФУ - Физико-математическую школу при Сибирском федеральном университете. Это спецшкола для умников и умниц, в котором учатся талантливые школьники со всей России

  • С 2011 года тут работали классы с усиленной математикой, физикой и информатикой – то есть учились только те, кто реально любит точные науки. А потом всё выросло в полноценную "академическую" школу!

  • Здесь всё построено вокруг интересов учеников – каждый может развиваться в своём темпе. Новый корпус, классы оборудованы современной вычислительной и видеодисплейной техникой. Занятия с учащимися проводят ведущие преподаватели и профессора Сибирского федерального университета, что обеспечивает высочайший уровень подготовки. Учебная программа включает задания, соответствующие по сложности университетским требованиям. А ещё тут просто офигенная инфраструктура – современные учебные корпуса, общежитие, лаборатории, концертный зал, спортзал, тренажёрка, библиотека и столовая. Учиться – одно удовольствие!

  • Значительную часть школьной жизни занимают дополнительное образование, специализированные курсы. И что важно - обучение и проживание в школе бесплатное.

  • Особое внимание уделяется профессиональной ориентации - образовательный процесс построен таким образом, чтобы каждый школьник мог осознанно выбрать будущую специальность и получить фундаментальную подготовку для успешного поступления и дальнейшего обучения в вузе. Программа серьёзная - задания дают практически студенческого уровня. Но зато здесь тебя не просто "учат", а реально готовят к будущей профессии. Короче, это идеальное место для старта в науке!

  • П.С. на таких примерах хорошо понимаешь важность государственной поддержки естественнонаучного образования (математика, физика, химия, биология и т.п. ).

  • В современном мире такое образование приобретает стратегическое значение как фундамент технологического развития и инновационной экономики. В наше время без естественных наук — никуда.

  1. Математика — это основа всего, от алгоритмов в соцсетях до шифрования банковских карт.
  2. Физика — двигатель прогресса, благодаря ей у нас есть и смартфоны, и спутники, и новые источники энергии.
  3. Химия — это не только школьные опыты с колбами, а реальные прорывы в медицине, экологии и производстве.
  4. А биология и вовсе меняет наше будущее: генная инженерия, борьба с болезнями, создание новых продуктов — всё это уже не фантастика, а реальность.

  • В России это, конечно, понимают. Потихоньку появляются сильные школы с углублённым изучением наук, вроде ФМШ при СФУ. Поддерживают талантливых ребят через олимпиады, «Сириус», «Кванториумы». Да и в вузах сейчас стараются делать упор на практику, чтобы учёные не уезжали, а развивали науку здесь.

  • Наша государственная стратегия направлена на формирование непрерывной образовательной траектории "школа-вуз-наука-производство", что должно обеспечить технологический суверенитет страны и ее конкурентоспособность на международной арене.

Продолжаю знакомство с Красноярском.

Я приехал в этот город на XXXI Всероссийскую научно-практическую конференцию «Практики развития: новые условия и способы развития мышления» (ссылка), и сегодня был мой черед внести свою скромную лепту в совершенствование отечественного образования.

Мой доклад был посвящен очень актуальной для современного образования теме:
"Интеллектуальная гибкость педагога в условиях образовательных трансформаций".

Хотя, возможно, более точное название могло бы звучать так:
"Интеллектуальная гибкость педагога: искусство быть современным".

Мы живем в удивительное время!
  • Нейросети сочиняют стихи,
  • Знания устаревают еще до того, как попадают на страницы учебников,
  • А дети мыслят такими категориями, которых мы в их возрасте и представить не могли.

В этом стремительном мире учитель стоит перед непростым выбором:
  • Стать живым анахронизмом — или…
  • Научиться танцевать под музыку перемен.

Это уже не про конспекты с пометками на полях и не про шаблонные планы уроков.
Это про другое.

  • Как удержать внимание поколения, которое мыслит "сториз"?
  • Как говорить на уроке с теми, для кого ChatGPT — привычный собеседник?
  • Как остаться нужным, когда у каждого в кармане — доступ ко всем знаниям мира?

Цифровая революция не просто добавила гаджеты в классы — она переписала саму суть нашей профессии.
  • ИИ генерирует конспекты за секунды,
  • Нейросети проверяют работы,
  • Виртуальные лаборатории заменяют пробирки и глобусы.

Но самое главное — изменились сами дети.
Они задают вопросы, на которые нет готовых ответов в методичках.
Они мыслят нелинейно.
Они ждут от нас не готовых истин, а помощи в навигации по океану информации.

И вот здесь рождается новый образ учителя:
  • Уже не единственного источника знаний, но… проводника.
  • Не транслятора информации, но вдохновителя.
  • Не контролера, но соучастника познания.

Интеллектуальная гибкость в этих условиях — это не просто профессиональное качество.
Это наша способность оставаться человечными в цифровом мире.
  • Умение удивляться вместе с учениками.
  • Смелость сказать: "Давайте разберемся вместе".
  • Готовность учиться у тех, кого мы учим.

Это и есть педагогика будущего — живая, трепетная, открытая.
Где мы не боимся признать, что не знаем чего-то, но точно знаем, как это узнать.
Где доска может быть и меловой, и цифровой, но самое важное по-прежнему происходит в пространстве между учителем и учеником — в этом таинстве передачи не только знаний, но и мудрости, любознательности, радости открытий.

В конце концов, нейросети пока не умеют главного:
  • Зажигать искру в глазах,
  • Чувствовать настроение класса,
  • Подбирать именно те слова, которые пробудят интерес.

Это можем только мы.
И пока это так — профессия учителя остается самой важной на свете.

Самое прекрасное, что интеллектуальная гибкость — это не про возраст или стаж.
Это про состояние души.
Это про готовность расти вместе со своими учениками.
Это про смелость быть живым, настоящим, иногда уязвимым — но от этого только более мудрым и нужным.

Дорогие коллеги-педагоги, в этом и есть ваша сила — уметь меняться, не изменяя себе.
И пока в классах есть такие учителя — будущее образования в надежных руках.

P.S. А если сегодня вам кажется, что вы не успеваете за переменами — просто вспомните, сколько раз за вашу карьеру вы уже адаптировались к новому.
И прекрасно справились!

Мне нравится, когда на моем уроке вдруг раздаётся смех.

Не потому, что кто-то упал со стула или случайно сказал глупость, а потому, что прозвучал идеальный анекдот — точный, как снайперский выстрел, и такой же неожиданный! Он врывается в объяснение, как яркая вспышка, и в этот момент даже самый скучный закон физики или сложное правило грамматики вдруг становятся очевидными.

Анекдот — это не просто шутка.
Это концентрированная мудрость, упакованная в две-три фразы.
Он обнажает суть вещей быстрее, чем десяток примеров.
Когда после смеха в классе наступает секундная пауза...
А потом кто-то вдруг говорит: «Аааа, так вот как это работает!» —
...это значит, что, как говорится, сработало.

Эпиграфы — другое дело.
Они как эмоциональный камертон, задающий тон всему уроку.
Одна меткая цитата может заменить долгие вступления, сразу погружая в атмосферу темы.
То ли это ёмкая фраза Сенеки о времени, то ли ироничное замечание Твена о человеческой природе —
они работают как когнитивный контраст, обостряя восприятие.

Контраст — вот что делает урок запоминающимся.
Сухая теория — и вдруг живая история.
Серьёзная дискуссия — и неожиданная шутка, которая снимает напряжение.
Такой урок не линейный, он объёмный, как хороший фильм, где есть:

и драма,

и комедия,

и моменты, от которых мурашки.

Когда после занятия ученики уходят не с перегруженной головой, а с ясными образами и эмоциями —
...значит, всё получилось.
Потому что знания, пропущенные через смех и удивление, остаются с нами гораздо дольше.

Так что да — я буду и дальше вбрасывать в уроки анекдоты и цитаты.
Потому что учить — значит не просто объяснять, а зажигать.

P.S.
Легкость, свобода и вдохновение — вот мой преподавательский девиз.
Потому что если учитель:

не чувствует аудиторию,

не умеет подстраиваться,

не даёт себе права на эксперимент —
...он как тот шарманщик, который раз за разом играет одну и ту же мелодию,
...даже когда вокруг уже танцуют под совсем другой ритм.

Как рефлексия делает нас мудрее. Вчера давал небольшое интервью сотруднику Красноярского института развития образования. В дополнение к сказанному хочу немного поговорить о том, как рефлексия делает нас мудрее.

Настоящее педагогическое мастерство — это не просто: набор отработанных методик, приемы профессионального мышления, накопленный опыт.
Это глубокая внутренняя культура преподавания, где: технические навыки сливаются с интуицией, знания — с житейской мудростью.

Именно такое мастерство делает рефлексию учителя по-настоящему ценной. Настоящий профессионализм рождается: не из уверенности, а из смелости усомниться. В своем методе. В своих убеждениях. Даже в том, что годами казалось незыблемым.

Рефлексия — это: не роскошь, не признак слабости. Это профессиональное дыхание педагога. Без нее наши: уроки становятся механическими, знания — догматичными, глаза постепенно теряют тот самый огонь, который зажигает сердца учеников. Учитель без рефлексии часто похож на садовника, который поливает растения, но не замечает, что некоторые уже переросли горшки.

Развивать в себе эту способность можно по-разному:
  1. Иногда стоит просто замедлиться после рабочего дня и мысленно "пересмотреть" ключевые моменты уроков — не оценивая, а как бы со стороны.
  2. Хорошо работает метод "тренера в голове" — представьте, что за вашими уроками наблюдает мудрый наставник.
  3. А иногда полезно набраться смелости и спросить у самих учеников: "Что сегодня было самым непонятным на уроке? Что хотелось бы обсудить глубже?"

Важно помнить: рефлексия — это: не самокопание, творческий процесс, который помогает находить новые решения там, где, казалось бы, всё уже известно.

Когда учитель позволяет себе сомневаться, он:
открывает дверь профессиональному росту,
делает свои уроки живыми — с местом для поиска, для открытий, для подлинности.
Истинное мастерство учителя проявляется в этой способности — превращать свой ежедневный труд в искусство педагогической алхимии, где:
опыт становится мудростью,
сомнения — новыми профессиональными вершинами. Такой учитель не просто анализирует свои уроки — он выращивает в себе педагога будущего, сохраняя при этом все ценные крупицы прошлого.

В этом и есть парадокс: Чтобы по-настоящему сомневаться, сначала нужно очень много знать.
Только глубокое мастерство дает основу для революционных вопросов.
Главное — помнить:
  • Сомнение не враг учителя, а его тайный союзник.
  • Оно не разрушает авторитет, а делает его глубже.

Потому что дети чувствуют — перед ними не "ходячая энциклопедия", а живой человек, который:
  • тоже ищет,
  • пробует,
  • иногда ошибается...
  • и этим по-настоящему учит.

В конце концов, лучший урок, который мы можем дать, — это пример того, как учатся. Даже если ученик в этом примере — мы сами.

Гибкость учителя: как оставаться в потоке

Современный учитель — это не просто человек у доски, а живой поток, который умеет подстраиваться под ритм времени. Мир меняется стремительно, и чтобы оставаться умелым проводником знаний, нужно не просто идти в ногу со временем, а чувствовать его, как музыку.

Почему гибкость педагога так важна сейчас?

Дети сегодня другие. Информация течёт рекой, а внимание становится ценнее золота. Учитель, который умеет адаптироваться, ловит волну интереса, а не борется с апатией. Он не боится экспериментировать, потому что знает: главное — не форма, а искра понимания в глазах учеников.

Гибкость — это не просто полезный навык, это состояние ума. Сегодня важно не только уметь объяснять, но и чувствовать, когда нужно:
  • сменить тактику,
  • перезагрузиться,
  • или даже отпустить то, что больше не работает.

Несколько "законов" гибкого учителя
1. Закон двух ног
«Если неинтересно, если нет энергии — можно встать и уйти»
(Не в буквальном смысле, конечно).
Если чувствуешь, что занятие идёт впустую, если энергия на нуле — дай себе право сменить формат, тему или даже сделать паузу.
  • Нельзя вдохновлять других, если сам «выгорел».
  • Учитель, который чувствует себя свободным, не боится импровизировать!

2. Закон бабочек и пчёл
Бабочка порхает с цветка на цветок, опыляя их легко и играюще.
Пчела — труженица, она делает мёд.
Учитель должен быть и тем, и другим:
Иногда — лёгким, импровизирующим (чтобы зажечь интерес),
Иногда — структурным и методичным (чтобы знания усвоились).
Главное — чувствовать баланс!

3. «Что бы ни случилось — это единственное, что могло произойти»
Урок — это живой организм.
Техника глючит,
Кто-то опоздал,
Внезапный вопрос срывает весь план…
Но если присмотреться — именно эти «помехи» часто становятся лучшими моментами занятия!
Непредсказуемость — не враг, а соавтор урока.
Вместо «ой, всё пошло не так» —
«Интересно, к чему это нас приведёт?»

4. «Кто бы ни пришёл — это правильные люди»
Иногда кажется, что вот той самой группы не хватает для идеального урока.
Но если в классе есть хотя бы один человек — значит, урок уже начался.
Образование — не про массовость, а про качество обучения.

5. «Если процесс заканчивается — значит, он заканчивается»
Мы часто пытаемся «дожать» тему, несмотря на:
усталость,
пустые взгляды,
или звонок.
Но если энергия ушла — пора остановиться.
Не из-за слабости, а из-за уважения к процессу.
Лучше закончить на полутоне, чем на выдохе.
Завтра — новый день, новая энергия!

Эти законы — не оправдание хаосу, а напоминание:
  • Уроки создаются здесь и сейчас,
  • Вместе с теми, кто пришёл,
  • И так, как получается.

Поэтому часто именно «неидеальное» занятие оказывается самым честным и важным.

Так пусть учитель будет:
  • Гибким, как тростник на ветру,
  • Лёгким, как бабочка,
  • Мудрым, как пчела!

И главное — свободным.
Потому что только свободный человек может по-настоящему вдохновлять.

Оставайтесь гибкими! Оставайтесь вдохновлёнными!

40 минут на машине из Красноярска — и ты в другом мире.

Сегодняшний день подарил мне встречу с местами, где время замедляет свой бег, а душа наполняется тихим трепетом перед величием природы и человеческой истории.

Более конкретно: я побывал на смотровой площадке «Царь-рыба» и в селе Овсянка — двух точках на карте, которые, как ниточки, связывают нас с мыслями и чувствами Виктора Петровича Астафьева.

Но сначала о том что сейчас, как говорится, на душе.
Тайга. Весенняя, с птичьими трелями, но и вечная. Едешь по дороге, и городской шум постепенно растворяется, уступая место тишине — той самой, что не бывает абсолютной, потому что её наполняют тысячи звуков: шелест просыпающихся листьев, далёкий стук дятла, журчание ручья, пробивающегося сквозь прошлогоднюю листву.

Окна открыты, и воздух врывается в салон — холодноватый, сырой, с терпким ароматом хвои и влажной земли. Дышишь глубже, будто пытаешься впитать в себя эту силу, эту первозданную мощь.

Фото не передадут, словами не описать. Можно снять десятки кадров — широких, детальных, с игрой света сквозь ветви, — но они останутся лишь бледным отражением того, что чувствуешь здесь, среди этих исполинских кедров и сосен, тянущихся к небу, будто хотят достать до самых облаков.

Тайга весной — это не просто лес. Это пробуждение. Земля, ещё не до конца освободившаяся от снега, уже дышит жизнью. Где-то в глубине, под корягами и прошлогодней хвоёй, копошатся жуки, бегут муравьи, просыпается медведь. А над всем этим — бескрайнее небо, то хмурое, то вдруг разрывающееся солнечными лучами, которые падают на стволы деревьев, и тогда кажется, будто они светятся изнутри.

Останавливаешь машину, выходишь, стоишь, слушаешь. Тишина. Но не пустая — живая. Она обволакивает, наполняет, напоминает: ты здесь лишь гость. Этот лес был до нас и останется после. Он видел, как по этим землям шли первопроходцы, как рубились первые избы, как менялись эпохи. А он всё стоит. Молчаливый, невозмутимый, вечный.

И в этом — его главная сила. Не в размерах, не в возрасте, а в этом спокойном, нерушимом присутствии. Он просто есть. И от этого на душе становится тихо, светло и немного торжественно. Потому что, кажется, будто ты прикоснулся к чему-то большему, чем сам. К чему-то, что было, есть и будет — всегда.

И вот первая остановка - плошадка «Царь-рыба».

Это не просто скульптура, не просто вид на Енисей, широкий и невозмутимый. Это место, где кажется, будто сама земля шепчет тебе о чем-то важном.

Прогуливаясь по деревянным дорожкам среди сосен, вдыхая смолистый воздух, я ловил себя на мысли, что здесь, среди этой тишины и простора, особенно остро чувствуешь, как хрупок мир вокруг и как важно беречь его.

Ещё пара мыслей о своих утренних "сибирских" впечатлениях - «Царь-рыба» — это место, где Енисей разворачивает свои воды к океану. А взгляд теряется в горизонте.

Стоишь здесь, на краю обрыва, и кажется, будто видишь сразу несколько миров. Внизу — Енисей, мощный, холодный, несущий свои воды куда-то далеко, в Туву, к Саянам, к бескрайним степям Хакасии. А за ним — горы, волнами уходящие в синюю дымку. Где-то там, за этими хребтами, начинается уже другая земля — Монголия, с её бескрайними просторами и ветрами, которые не знают преград.

Ветер здесь гуляет свободно — он прилетает то с юга, принося с собой запахи степных трав, то с севера, резкий и колючий, напоминающий, что тайга близко. И кажется, будто стоишь на стыке стихий, эпох, культур. Ведь Енисей — не просто река. Это древний путь, по которому веками шли люди: тюрки и монголы, русские первопроходцы, золотоискатели, писатели вроде Астафьева, вдохновлявшиеся этой мощью.

А «Царь-рыба» — это словно страж этого места. Она смотрит вдаль, туда, где небо сливается с землёй, и будто напоминает: человек — лишь малая часть этого мира. Что бы ни делали люди — река всё равно течёт, горы стоят, а ветер гуляет по степи. И в этом есть что-то успокаивающее.

Можно сто раз сфотографировать этот вид, но ни один кадр не передаст того чувства, когда стоишь на краю и понимаешь: вот она, Сибирь. Не просто территория на карте, а живое, дышащее пространство, где всё связано — и тайга, и степи, и горы, и люди, которые здесь живут.

И, наверное, именно поэтому Астафьев (как мне сказали) поставил свою «Царь-рыбу» именно здесь. Не для красоты, а как напоминание: мы — часть этого огромного мира. И от нас зависит, сохраним ли мы его.

А потом была Овсянка. Село, название которого у одних вызывает мысли о теплой каше, у других — о маленькой птичке, а у меня теперь будет ассоциироваться с Астафьевым.

Здесь всё дышит историей — и старые дома, и узкие улочки, и сам Енисей, холодный и неспешный. В XVII веке сюда пришли первые поселенцы, назвавшие это место Часовней, а позже переименовавшие в Овсянку. Жизнь здесь никогда не была легкой: морозы, снега, тяжелый труд.

Но именно в таких местах, кажется, особенно ценится тепло человеческих рук, крепость духа и умение находить радость в малом.

Астафьев писал об этом — о людях, которые, несмотря на все трудности, умели любить, страдать, надеяться. Насколько я понял из объяснений экскурсовода - его книги — как окно в тот мир, где каждое слово пропитано правдой, а за описанием простой деревенской жизни скрывается целая вселенная чувств.

Мне кажется, чтобы понять его, надо просто здесь побывать. Постоять на берегу Енисея, посмотреть на эти холмы, на эти дома, в которых когда-то кипела жизнь, полная и радости, и горя.

Я уехал из этих мест с ощущением, что прикоснулся к чему-то большему, чем просто красивые виды. К истории, к литературе, к мыслям, которые, кажется, витают в здешнем воздухе. И, может быть, теперь, когда я снова возьму в руки «Царь-рыбу», строки оживут по-новому. А вы читали Астафьева? Что осталось в вашей душе после его книг?
А я - пообещал себя что обязательно прочту "Царь-рыбу".

Сегодня посетил еще и знаменитую Красноярскую ГЭС.
Надо сказать, она выглядит совсем иначе, чем на десятирублевой банкноте.

(кстати - согласитесь, какая ирония: величайшее творение рук человеческих, потребовавшее титанических усилий тысяч людей, уместилось на самом маленьком денежном знаке современной России :-)

Это не просто инженерное сооружение. Это памятник эпохе, когда человек решился на невозможное — перекрыть Енисей, эту сибирскую стихию, и заставить её работать. В 1960-х годах река сопротивлялась — вздымалась, бурлила, сносила технику.

Но люди победили. Победили, заплатив высокую цену: под воду ушли сотни поселений, вековые леса, места, где когда-то кипела жизнь. Сегодня об этом напоминает только гладь Красноярского водохранилища — огромного, холодного и безмолвного.

Но когда смотришь на плотину, понимаешь: это не просто «фабрика электричества». Это символ диалога между природой и человеком.

Да, человек подчинил себе реку, но Енисей и сегодня остаётся хозяином положения и я это сегодня хорошо прочувствовал. Ведь именно он диктует, сколько воды пропустить через турбины, когда открывать водосброс, как распределять мощь своих потоков.

К сожалению, я попал туда после сброса воды при большом таянии с гор.

Сброс воды - это предотвращение аварийной ситуации, связанной с обильными паводками, совпадающими с сильными дождями. Сброс воды за всё время существования ГЭС осуществлялся всего несколько раз. И следующий раз может быть через несколько лет. А то и через несколько десятков лет.

Конечно, жалко было не увидеть все великолепие этого сооружения.

Но все равно - глядя на эти бетонные громадины, ловя отблески солнца в брызгах над турбинными водоводами, понимаешь: здесь никто ничем не управляет. Здесь происходит что-то большее — сотрудничество. Человек построил, природа приняла, и теперь они существуют вместе, в хрупком, но удивительном равновесии.

P.S. Кстати, знали ли вы (я не знал), что Красноярская ГЭС — единственный промышленный объект на современных российских банкнотах? Это ли не признание её особого места в нашей истории?

Выступил с пленарным докладом на форуме в Красноярске.

Мой доклад назывался "Индивидуализация в обучении математике: адаптивные технологии и их влияние на успеваемость".

Тема эта очень сложная и многогранная, к тому же специфика и понятные технические ограничения этого формата презентации накладывают рамки на, как говорится, раскрытие этой темы.

Поэтому позволю себе немного дополнить сказанное там для своих верных читателей.

Мы все прекрасно видим, что окружающий нас мир меняется быстрее, чем мы успеваем это осознать. Нейросети уже пишут сочинения, знания устаревают раньше, чем выходит новый учебник, а учителю приходится не просто идти в ногу со временем — он должен бежать впереди, чтобы образование вообще оставалось актуальным.

Цифровая революция ломает всё и ставит перед нами жёсткий выбор: либо образование успевает за переменами, либо остаётся в прошлом. ИИ пишет конспекты, нейросети проверяют домашку, дети мыслят такими категориями, которых нет ни в одном учебнике, ChatGPT спорит с ними о смысле жизни, а VR-лаборатории постепенно вытесняют обычные классы. И да, теперь важнее не просто знать формулы, а уметь работать в команде, мыслить критически и быстро адаптироваться.

Но это не конец учителя — это его новая роль. Он больше не «главный источник знаний», а проводник в мире, где информации слишком много. Он — тот, кто помогает не потеряться в этом океане, учит отделять правду от фейков, вдохновляет на настоящие прорывы.

Отвечая на эти "вызовы цифровой эпохи" мы в нашем ЯГПУ на протяжении последних лет развиваем научную школу "новой дидактики", которая переворачивает привычные подходы к обучению.

Представьте себе двух учеников: первый зазубрил теорию, но теряется, столкнувшись с реальной задачей, а второй умеет анализировать свои ошибки, ищет нестандартные решения и сам выстраивает свою траекторию обучения.

Наша научная школа делает ставку именно на второй тип мышления. Мы помогаем студентам не просто запоминать информацию, а осознавать, как они её усваивают — т.е. как мы говорим - развивать свои метакогнитивные навыки.

Традиционно на обычном уроке учитель объясняет, ученики запоминают. А теперь другая картина: ученик или студент анализирует, как именно он понимает материал, замечает свои когнитивные ловушки, сознательно выбирает стратегии усвоения информации. Это и есть метакогнитивный подход — когда человек не просто знает, но и понимает, как он узнаёт новое.

Девиз новой дидактики: ошибка — не провал, а ступенька. Если раньше ошибка была поводом для красной ручки в тетради, то теперь — это важная часть познания.

Как ребенок учится ходить: падает, встаёт, пробует снова. Так и в учёбе — мы создаём среду, где можно ошибаться, анализировать и расти, осваивая искусство самообучения. И постепенно, шаг за шагом, студент берёт процесс в свои руки — ставит цели, подбирает методы, оценивает прогресс.

Это не очередная педагогическая теория — это насущная необходимость. Те, кто осмелится измениться сегодня, завтра будут определять лицо образования. Остальные рискуют остаться в прошлом — как мел и доска в эпоху виртуальной реальности.

Самые прогрессивные педагоги уже работают по этим принципам и видят поразительные результаты. Но время не ждёт — либо образование совершит этот поворот в ближайшие годы, либо окончательно потеряет связь с реальностью.

Мы в ЯГПУ им К.Д. Ушинского не ждём будущего — мы его создаём. И приглашаем всех, кто готов меняться, присоединиться к этой революции в обучении.

Связаться со мной:
Telegram
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
WhatsApp