Леонид Борисович Райхельгауз

Мероприятия
1. Елабуга, Казань, сентябрь 2022
1.1 27 сентября
1.2 28 сентября
1.3 29 сентября
2. Ярославль, ноябрь 2022
2.1 2 ноября
3. Воронеж, ноябрь 2022
3.1 12 ноября
3.2 15 ноября

1. Елабуга, Казань, сентябрь 2022

27 сентября

27 сентября 2022 года для участия в международной конференции я приехал в прекрасный город Елабуга, Республика Татарстан России.

Меня очень тепло встретили мои коллеги, сотрудники Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Алсу Рамилевна Рахманова и Раиля Равилевна Шапирова.

Мы прекрасно провели время: много общались и гуляли по городу, где я любовался великолепно сохранившимися старинными 2-х и 3-х этажными зданиями.

Я также с удовольствием узнал, что эти живописные места на берегу реки Камы – место судеб удивительных людей. И.И. Шишкин, В.М. Бехтерев, Марина Цветаева…Вот неполный перечень знаменитых людей, которые рождались или жили здесь.

Благодаря Алсу Рамилевне и Раиле Равилевне мне посчастливилось посетить Музей И.И. Шишкина с его старинной деревянной мебелью, великолепными часами с кукушкой и перепелкой (очень люблю любые часы), и, конечно же, полотнами кисти великого художника.

Кстати, ассоциация имени Шишкина со вкусными шоколадными конфетами «Мишка косолапый» (для фантиков которых была использована репродукция известной картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу») была у меня в этот день особенно сильна.

Мы также побывали в Музее уездной медицины, посвященном учёному-психоневрологу В.М. Бехтереву и находящимся в прекрасно сохранившемся деревянном строении бывшего хирургического корпуса земской больницы Елабуги.

В ходе моего дальнейшего общения с педагогами института я также познакомился с великолепным преподавателем, заведующей кафедрой педагогики, кандидатом педагогических наук Ольгой Васильевной Шатуновой Её позитивная энергетика, душевная теплота, внимание и неподражаемое чувство юмора сделали моё пребывание в Елабуге еще более эмоционально комфортным, за что я хочу сказать Ольге Васильевне своё искреннее «спасибо».

Отдельно я хочу поблагодарить директора института Елену Ефимовну Мерзон за приглашение на конференцию и возможность восхищаться высочайшим уровнем организации мероприятия международного уровня.
Встречи и сопровождение гостей-участников конференции, проведение официальных и неофициальных мероприятий – всё это проходило «без сучка и задоринки», и главное – с невероятным уровнем душевности и позитивности.

Я еще раз хочу поблагодарить весь педагогический состав Елабужского института за неподражаемые гостеприимство и радушие, которые были мне оказаны.

28 сентября

28 сентября 2022 года я выступал с лекцией в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета, который находится в Республике Татарстан России.

Я рассказал об основных результатах своего исследования академической резильентности в рамках работы над докторской диссертацией по этой теме.

Так, мною было дано ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ как способности обучающихся сохранять устойчивый образовательный результат
вне зависимости от изменений, условий обучения, ситуаций контроля и вопреки
усложнившимся ситуациям.

Также я рассказал об УРОВНЯХ СТРУКТУРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ, обозначающих не столько способность выполнять требования стандартов, сколько способность преодолевать трудности и достигать образовательных результатов с наименьшими потерями.

Кроме того, я описал ФАКТОРЫ и УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ формирования академической резильентности, которые могут быть использованы в ежедневной практической педагогической работе.

Я коснулся также своей опытно-экспериментальной работы 2017-2021 годов, в ходе которой мною были выделены 2 закономерности дидактического принципа академической резильентности.

Первая закономерность освещает ЗАВИСИМОСТЬ способности сохранять устойчивый результат ОТ наличия ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ, уровня осознанности учебной деятельности, навыков самоорганизации и понимания уровня собственной компетентности.

Вторая закономерность описывает главное ПРЕПЯТСТВИЕ проявления сформированных компетенций в ситуациях контроля и проверки – АКАДЕМИЧЕСКУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ.

На основе анализа образовательных результатов 150 случайно выбранных обучающихся 10-11-х классов и 1-2 курса вуза я определил несколько положений, способствующих повышению уровня академической резильентности.
Так, УВЕРЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ меняться в положительную сторону, постоянное соотнесение результатов с ранее намеченной целью и организация контроля всего процесса познавательной деятельности влияют на (и улучшают) устойчивость результатов.

Формат лекции-презентации позволил мне также продемонстрировать таблицы и графики, в которых представлены, в частности, схема СВЯЗИ между МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ и уровнем УСТОЙЧИВОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ и схема концепта фундирования академической резильентности.

По окончании лекции мы очень тепло и плодотворно пообщались с педагогами Елабужского института.

https://kpfu.ru/elabuga/v-elabuzhskom-institute-kfu-sostoyalsya-seminar-421627.html

29 сентября

29 сентября 2022 года я выступал с докладом «АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ как новый образовательный результат» в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета (Республика Татарстан России).

Там 29 и 30 сентября проходила I Международная научно-практическая конференция «Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций».

В рамках пленарного доклада я осветил проблему академической резильентности и ее структуры, а также упомянул об актуализации тенденций позитивной педагогики, позволяющей улучшить существующие на сегодня образовательные практики.

Главный акцент моего выступления был сделан на то, что концепция академической резильентности – это путь к достижению обучающимися устойчивых образовательных результатов, а также формирование собственной образовательной стратегии и счастливой полноценной личности.

Данное выступление является РЕЗУЛЬТАТОМ МОЕГО МНОГОЛЕТНЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА С МОИМИ НАСТАВНИКАМИ, которым я ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ ГЛУБОКУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ.

Именно ОНИ ВНЕСЛИ ОЩУТИМЫЙ ВКЛАД В МОЁ СТАНОВЛЕНИЕ как ученого – математика и педагога.

Как МАТЕМАТИК я принадлежу Воронежской математической школе.

И я говорю искреннее спасибо

моему школьному учителю Галине Николаевне Волковой,

профессору (к сожалению, уже покойному) Борису Николаевичу Садовскому,

профессору Андрею Владимировичу Глушко,

профессору Льву Николаевичу Ляхову и

моему преподавателю Ларисе Николаевне Барковой.

У них я учился в школьные и студенческие годы и продолжаю учиться по сей день.

Как ПЕДАГОГ я формируюсь благодаря моему сотрудничеству с

неподражаемыми в своем профессионализме преподавателями и профессорами Ярославского государственного педагогического университета.

Я бесконечно благодарен

ученому и человеку с большой буквы – ректору ЯГПУ профессору Михаилу Вадимовичу Груздеву - за то, что он «увидел» меня и поддержал мое развитие.

И, конечно же, я от всей души благодарю моего

блистательного научного консультанта – профессора Ирину Юрьевну Тарханову – за её бесценные помощь и советы в ходе моей работы над докторской диссертацией.

И в заключение я хочу поблагодарить
всех моих наставников за их высочайшие морально-нравственные качества.

Благодаря общению с ними я понял, как важно воспитанное во мне еще

моими родителями

правило всегда быть и оставаться достойным и благородным человеком.

Спасибо вам всем, дорогиемои учителя и наставники!

https://kpfu.ru/elabuga/v-elabuzhskom-institute-kfu-sostoyalas-i-421650.html

2. Ярославль, ноябрь 2022

2 ноября

Сегодня, 2 ноября 2022, я принял участие в Международной научно-практической конференции "Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы".

Конференция, рассчитанная на 2 дня, проходит в Ярославле на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в очно-заочном формате.

Свое выступление "Преемственность развития функциональной математической грамотности на этапе "школа-вуз" я оформил в виде презентации.

Я отдаю предпочтение этой форме выступлений, потому что люблю наглядно, четко и кратко представлять сложные умные понятия и идеи.

Кроме того, сегодняшняя презентация дала возможность показать моим коллегам множество вариантов заданий и задач по математике, которые я использую в своей практике.

Рассказывая о специфике развития математической грамотности в школе и вузе, я рассказал о проведенном опросе 114 студентов: в частности, о том, что очень многие из них испытывают трудности даже в элементарных математических вопросах.

Поэтому предлагаемые в моем выступлении алгоритмы изучения математических тем (в соответствии с разработанными академиком Е.И. Смирновым концептами-нишами математического образования) предусматривают опору на получаемые в школе математические знания и навыки и затем их поэтапное "надстраивание" в вузе.

И поскольку для выступления мне отводилось совсем немного времени, я предложил участникам конференции продолжить наше взаимодействие в социальных сетях.

3. Воронеж, ноябрь 2022

12 ноября

Библиотека + математика + вы,
или Как необычно провести субботний вечер

- Как разделить 5 картофелин на 6 человек?
- Надо сделать из них пюре
(анекдот из серии «Математика для жизни»)

12 ноября я выступал в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина с лекцией «Преемственность развития функциональной математической грамотности на этапе «школа-вуз» в рамках проекта «Учимся учиться и учимся учить».

Моё выступление сводилось к доказательству от противного тезиса, что «Математика – это вам не физика, где можно химичить» (шутка). Ведь именно при изучении математики можно и химичить…и физичить)), и логически разработать стратегию собственного успеха.

Представленные в презентации математические задачи из жизни позволили мне продемонстрировать, что математика тренирует ум, развивает логику и аналитическое мышление и что математика – это инструмент для взаимодействия с действительностью.

Уютная обстановка библиотечного зала и позитивная энергетика присутствующих постепенно превратили наше мероприятие в теплое дружеское общение.

В такой непринужденной обстановке я кратко рассказал о своей новой научно-практической методике обучения с акцентом на формирование академической резильентности через формирование функциональной математической грамотности.

Кстати, говоря о личностном преодолении как неотъемлемом условии формирования математической грамотности, я упомянул своих гостей.
Я сказал им, что они являются классическим примером такого преодоления. Ведь выбирая в субботний прекрасный вечер не «отрыв» в клубе или ресторане, а лекцию по математике, они совершают великий личностный подвиг – совершенствуют свою личность.

Я еще раз благодарю всех участников нашего мероприятия за проявленный интерес и позитивное взаимодействие!

15 ноября

Семь футов под килем,
или Как превратить уроки/лекции по математике в увлекательное путешествие

Жизнь – это путь. У кого-то это путь до магазина и обратно. У кого-то – кругосветное путешествие.

15 ноября я принял участие в работе VI-ой международной научной школе «Актуальные направления математического анализа и смежные вопросы», организованной Воронежским государственным педагогическим университетом.

Основные положения своего пленарного доклада на тему «Дидактические основы обеспечения устойчивых образовательных результатов при обучении математике» я строил на многолетнем опыте работы со старшеклассниками и студентами.

Подчеркивая, что для достижения и сохранения образовательного успеха важен не столько высокий, сколько устойчивый образовательный результат, я представил таблицы-путеводители по нишам (концептам) изучения математики начиная с 5 класса и заканчивая 1-2 курсами вузов.

Такая схема изложения предмета позволяет обучающимся чувствовать себя этакими капитанами кораблей, бороздящими просторы (темы) математики. Прокладывая оптимальный для своего корабля (себя) маршрут путешествия-обучения, школьники и студенты могут одновременно устранять бунты на корабле (в смысле – устранять проблемы/пробелы в знаниях).

Занимательные текстово-сюжетные задачи (примеры которых я также показал в своей презентации) призваны развивать функциональную математическую грамотность и действительно превращать изучение математики в увлекательное кругосветное путешествие по теоремам и правилам.
Close
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone