Ребёнок и ситуация:

учить, и не только математике. И даже не столько математике

Цикл о ярких, талантливых детях

Мир стоит на дыхании учеников. Детей нельзя
отвлекать от учения даже для строительства Храма.
Тора

Мне давно хотелось создать цикл постов, посвященных решению неоднозначных школьных ситуаций. Как практикующий педагог, я очень часто вижу, что дети нуждаются в совете педагога. Не сверстников, у которых все взрослые – «не втыкают» в ситуацию. И ни родителей, кровно болеющих за свое чадо, но видящих любую ситуацию односторонне. А именно педагога, который как бы со стороны и логично, без эмоций оценивает ситуацию. И который ХОЧЕТ ПОМОЧЬ найти приемлемое для всех сторон решение любой ситуации.
Направо пойдешь - коня потеряешь,
Налево пойдешь – себя потеряешь,
Прямо пойдешь – и коня, и себя потеряешь…
(из русских народных сказок)

1. София, или Согласиться нельзя отказать
(как правильно выйти из ситуации?)

София - очень умная, способная, открытая, непосредственная девочка. Говорит то, что думает.
Я начал заниматься с ней недавно... Но София смышленая - все быстро схватывает и понимает. И поэтому почти сразу налицо - прогресс.
Мама довольна: видит объективные успехи.

Эти же объективные успехи видит и учительница Софии. Удивляется. И приглашает Софию на разговор.

Итак, ситуация:
Учительница: пытается выяснить, откуда такие успехи в математике. И заодно приглашает девочку на свои курсы.
Девочка: отказывается от курсов.

Вопрос: Что может сказать София, чтобы объяснить успехи? И как лучше ответить на предложение о курсах?

Ответ на вопрос:
Мы ребенка учим не только математике, но и умению общаться.

Как говорит профессор Тарханова Ирина Юрьевна, "образование - это про отношения, а не только про информацию".

И поэтому в любой коммуникации целью является реакция на эту коммуникацию.

Когда учительница говорит: " Иди ко мне на курсы" , она хочет, чтобы девочка сказала: "Да".
А девочка ей говорит: "Не пойду". И не думает о реакции учителя.

Как вы думаете: стоит ли об этом думать? И как надо ответить Софии в такой ситуации: чтобы и учителя не обидеть и остаться с ним в нормальных отношениях, и в то же время - отстоять свою точку зрения?
Решебник (мои варианты ответов и советов)
1. София, или Согласиться нельзя отказать
(как правильно выйти из ситуации?)


Я считаю, что учитель в школе не должен знать, что ребенок занимается с репетитором. Ведь мы не знаем характер учителя, его мнение по поводу репетиторства…
Согласитесь, учитель должен обладать поистине широкой душой, чтобы радоваться достигаемым успехам ребенка, не взирая на источники этого успеха. Часто бывает как в анекдоте: «Люблю себя в искусстве. А вот искусство без себя терпеть не могу». То есть учитель считает, что если он не смог научить ребенка – то и никто его не научит. А если научит – тогда возникает элементарная ревность… Которая в первую очередь выходит боком ребенку.
И Софии стоит сказать учительнице, что она сама стала внимательнее слушать. А если что-то непонятно – перечитывать учебник и вникать в детали. А про курсы сказать, что просто физически не успевает из-за уроков, дополнительных кружков (музыка, танцы и подобное) и домашних обязанностей.

2. Настя, или Терпение и труд все перетрут

На первом курсе нам показали учебник
мат.анализа и сказали: "Первые 18 страниц вы 11
лет проходили в школе, а остальные 400
страниц мы пройдем в этом семестре".
(из студенческих анекдотов)
Настя пришла ко мне в 10 классе. Она не имела острых проблем по математике - ей не надо было в 10-м классе рассказывать программу за 6 или за 7 класс.
При этом Настя не являлась призером олимпиад, и нельзя было сказать, что мы идем от "5" к "5 +".

Мы с Настей разбирали тему за темой, шли шаг за шагом, учились задавать вопросы, учились анализировать и выстраивать стратегию: что нам хочется, что у нас для этого есть, и что для этого нужно сделать.

И Настя старалась. И занималась.
И мне не нужно было ее как-то особенно мотивировать. Или говорить, чтобы она делала домашнее задание...
Настя просто делала.

И в прошлом году Настя поступила на бюджет в Московский архитектурный институт.
И поздравила меня с Новым годом и сообщила, что сдала сессию: экзамен по математике, досрочно, на 95 баллов.

Разбирая случай с Настей с точки зрения науки, можно сказать, что это – классический пример резильентного, устойчивого результата.

То есть прослеживается устойчивая тенденция: подросток учится, занимается. И – до сих пор показывает устойчивый положительный результат.

Ведь что мы делали на занятиях? Мы не просто решали задачи. Мы формировали такой подход к обучению, который являлся результативным. Чтобы ребенок видел результат. Чтобы ребенку нравился его результат. И чтобы репетитор был не «костылем», а проводником в мир самостоятельности - чтобы ребенок мог потом решать (и шире - заниматься, учиться, работать) сам.

И мне хочется сказать спасибо Насте за то, что она такая умница…
И за то, что вспомнила обо мне, захотела пообщаться со мной и поделиться своей радостью.

3. Отзывы моих учеников.

Часть 1.
Объективные результаты моей работы,
или Размышление о «пятерках» моих учеников

Не в количестве знаний заключается образование,
но в полном понимании и искусном применении
всего того, что знаешь.
Адольф Дистерве
(физик, математик, педагог, политик)
Образовательные учреждения уже много лет будто соревнуются – кто больше запихнет информации в головы своих учеников. А в последнее время - еще и в том, кто лучше надрессирует будущих выпускников к ОГЭ, ЕГЭ
и прочим экзаменам.

Однако оба эти пути – тупик.
Ребенок – не мешок для кирпичей знаний.
И уж точно – не дрессированный зверёк, которого надо научить прыгать через обруч… в смысле – правильно выбирать карточки с ответами А, В или С.

Уважительное отношение к ученику, признание его как Личности, деликатная помощь и направление
в «правильное русло» его сознания и энергии – дают великолепные результаты и объективный успех.

Поэтому «5» и «4» моих учеников в представленных здесь отзывах – лучшее и опять-таки объективное доказательство жизнеспособности моей методики формирования устойчивого образовательного результата.

Это – не просто «молодец, стараешься»! Это – уже реальные, объективные достижения и успехи моих учеников, их родителей…ну и меня, конечно же)).

Как говорил мой коллега-математик начала 18 века А. Дистервег, чьи слова я взял в качестве эпиграфа к этому посту, только «полное понимание и искусное применение» знаний способны сформировать образованного человека.
И это – и моя цель – в первую очередь.
Ну а «5» и «4» - это приятные «дивиденды» для всех нас: учеников, их родителей… и меня, конечно же!))

Часть 2.
Субъективные результаты моей работы, или Каждому родителю – по прижизненному памятнику

До чего доводит родителей школа…они радуются
каникулам больше, чем их дети!
(Анекдот)
В жизни всегда есть место подвигу… Особенно если вы – родитель.

Огромное количество анекдотов про этот самый родительский подвиг – тому доказательство (кстати, один из моих любимых: «Уроки сделаны. Мать охрипла. Сын оглох. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала»).

И восхищения достойны те из вас, кто постоянно «держит руку на пульсе» и УМЕЕТ СЛЫШАТЬ, СЛУШАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ ребенка.

Работая с учениками, я очень часто встречаюсь с подобными родителями.

Они не просто смотрят на объективный результат, «пятерки» и «четверки». Но и «считывают» где-то на интуитивном уровне ЛЮБОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ улучшение своего ребенка! «Похвалила учительница», «Решил закончить 11 класс, хотя думал уходить после 9-го», «Я вижу улучшения»…

Это еще не подтвержденная объективно награда… Однако одновременно – ОГРОМНАЯ ПОБЕДА в битве с прошлым, когда «не хотел, не умел, не понимал».

И я искренне разделяю радость родителей, и сам с удовольствием отмечаю эти маленькие шаги… по пути к ПРОГРЕССУ.

Также я искренне верю, что моё «крепкое мужское плечо» в виде дополнительной образовательной помощи поможет многим мамам избежать ситуации из анекдота:

- Сынок, уроков много задали?

- Тебе сегодня, мам, орать и орать…

На самом деле, каждая мать проходит свои испытания с ребенком. Исключений нет. И поверьте: испытание математикой – не самое страшное.

И еще одно: я очень хорошо представляю, ЧЕГО стоят родителям все эти объективные и субъективные победы их детей. Как в том анекдоте, «Зачем ребенку 2 родителя? – А затем, что пока мама психует – папа нормальный, а когда папу накрыло – маму уже отпустило».

Поэтому я считаю, что каждый родитель заслуживает памятника. Прижизненного.

Спасибо вам!

Часть 3.
Навстречу друг другу...

То, во что мы верим, становится нашим миром.
Ричард Матесон
(писатель, сценарист, лауреат 4 Всемирных премий за жизненные достижения)
Формула успеха?
Пожалуйста.
Первое слагаемое – желание (стать лучше, умнее, успешнее).
Второе слагаемое – вера (в себя, в свои силы, в поддержку родных и близких людей).
Третье слагаемое – труд. Тот самый, 99 %-центный, который создает даже гениев.

Из своей практики скажу: с первым слагаемым – у всех все хорошо.
Горящие глаза, дрожащие от нетерпения вычитать-умножать руки, а также обещания заниматься 28 часов в сутки ежедневно – так обычно начинаются все мои первые встречи с будущими учениками.
Затем я пишу задание, объясняю решение, предлагаю решить по образцу… И - «упс»: сюжет балета «Умирающий лебедь»: глаза потенциального ученика тускнеют, руки безвольно опускаются, животворный дух желания покидает юное тело…

Сначала я думал: «Трудиться не хочет»…(кстати, ПОЧТИ все родители и педагоги так и думают!)

Потом я думал: «В себя не верит»…

А потом оказалось, что труд и вера идут навстречу друг другу. Стоит чуть-чуть поверить – и появятся силы трудиться… И эти силы потом дадут первые результаты…А результаты укрепят веру… И вера добавит сил трудиться.

И когда в переписке со своими учениками и их родителями я вижу слова о том, что они поверили в нашу совместную работу, в своих детей и их силы - мне становится вдвойне приятно: я рад и за них…и за себя – что смог правильно выстроить наше взаимодействие.
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone