Леонид Райхельгауз
Преподаватель математики

Ребёнок и ситуация:

учить, и не только математике. И даже не столько математике

Цикл о ярких, талантливых детях

Мир стоит на дыхании учеников. Детей нельзя
отвлекать от учения даже для строительства Храма.
Тора

Мне давно хотелось создать цикл постов, посвященных решению неоднозначных школьных ситуаций. Как практикующий педагог, я очень часто вижу, что дети нуждаются в совете педагога. Не сверстников, у которых все взрослые – «не втыкают» в ситуацию. И ни родителей, кровно болеющих за свое чадо, но видящих любую ситуацию односторонне. А именно педагога, который как бы со стороны и логично, без эмоций оценивает ситуацию. И который ХОЧЕТ ПОМОЧЬ найти приемлемое для всех сторон решение любой ситуации.
Направо пойдешь - коня потеряешь,
Налево пойдешь – себя потеряешь,
Прямо пойдешь – и коня, и себя потеряешь…
(из русских народных сказок)

1. София, или Согласиться нельзя отказать
(как правильно выйти из ситуации?)

София - очень умная, способная, открытая, непосредственная девочка. Говорит то, что думает.
Я начал заниматься с ней недавно... Но София смышленая - все быстро схватывает и понимает. И поэтому почти сразу налицо - прогресс.
Мама довольна: видит объективные успехи.

Эти же объективные успехи видит и учительница Софии. Удивляется. И приглашает Софию на разговор.

Итак, ситуация:
Учительница: пытается выяснить, откуда такие успехи в математике. И заодно приглашает девочку на свои курсы.
Девочка: отказывается от курсов.

Вопрос: Что может сказать София, чтобы объяснить успехи? И как лучше ответить на предложение о курсах?

Ответ на вопрос:
Мы ребенка учим не только математике, но и умению общаться.

Как говорит профессор Тарханова Ирина Юрьевна, "образование - это про отношения, а не только про информацию".

И поэтому в любой коммуникации целью является реакция на эту коммуникацию.

Когда учительница говорит: " Иди ко мне на курсы" , она хочет, чтобы девочка сказала: "Да".
А девочка ей говорит: "Не пойду". И не думает о реакции учителя.

Как вы думаете: стоит ли об этом думать? И как надо ответить Софии в такой ситуации: чтобы и учителя не обидеть и остаться с ним в нормальных отношениях, и в то же время - отстоять свою точку зрения?
Решебник (мои варианты ответов и советов)
1. София, или Согласиться нельзя отказать
(как правильно выйти из ситуации?)


Я считаю, что учитель в школе не должен знать, что ребенок занимается с репетитором. Ведь мы не знаем характер учителя, его мнение по поводу репетиторства…
Согласитесь, учитель должен обладать поистине широкой душой, чтобы радоваться достигаемым успехам ребенка, не взирая на источники этого успеха. Часто бывает как в анекдоте: «Люблю себя в искусстве. А вот искусство без себя терпеть не могу». То есть учитель считает, что если он не смог научить ребенка – то и никто его не научит. А если научит – тогда возникает элементарная ревность… Которая в первую очередь выходит боком ребенку.
И Софии стоит сказать учительнице, что она сама стала внимательнее слушать. А если что-то непонятно – перечитывать учебник и вникать в детали. А про курсы сказать, что просто физически не успевает из-за уроков, дополнительных кружков (музыка, танцы и подобное) и домашних обязанностей.

2. Настя, или Терпение и труд все перетрут

На первом курсе нам показали учебник
мат.анализа и сказали: "Первые 18 страниц вы 11
лет проходили в школе, а остальные 400
страниц мы пройдем в этом семестре".
(из студенческих анекдотов)
Настя пришла ко мне в 10 классе. Она не имела острых проблем по математике - ей не надо было в 10-м классе рассказывать программу за 6 или за 7 класс.
При этом Настя не являлась призером олимпиад, и нельзя было сказать, что мы идем от "5" к "5 +".

Мы с Настей разбирали тему за темой, шли шаг за шагом, учились задавать вопросы, учились анализировать и выстраивать стратегию: что нам хочется, что у нас для этого есть, и что для этого нужно сделать.

И Настя старалась. И занималась.
И мне не нужно было ее как-то особенно мотивировать. Или говорить, чтобы она делала домашнее задание...
Настя просто делала.

И в прошлом году Настя поступила на бюджет в Московский архитектурный институт.
И поздравила меня с Новым годом и сообщила, что сдала сессию: экзамен по математике, досрочно, на 95 баллов.

Разбирая случай с Настей с точки зрения науки, можно сказать, что это – классический пример резильентного, устойчивого результата.

То есть прослеживается устойчивая тенденция: подросток учится, занимается. И – до сих пор показывает устойчивый положительный результат.

Ведь что мы делали на занятиях? Мы не просто решали задачи. Мы формировали такой подход к обучению, который являлся результативным. Чтобы ребенок видел результат. Чтобы ребенку нравился его результат. И чтобы репетитор был не «костылем», а проводником в мир самостоятельности - чтобы ребенок мог потом решать (и шире - заниматься, учиться, работать) сам.

И мне хочется сказать спасибо Насте за то, что она такая умница…
И за то, что вспомнила обо мне, захотела пообщаться со мной и поделиться своей радостью.
Будем знакомы!
Нажимая на кнопку "Подтвердить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Давайте знакомиться! Кем вы являетесь? Выберете нужный ответ из списка:
В какой школе или ВУЗе вы (или Ваш ребенок) обучаетесь?
Введите ответ ниже
Ваш e-mail
Введите Ваш e-mail
Введите Ваш телефон
Как Вас зовут?
Введите Ваше имя
Close
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
Личный кабинет
Кем вы являетесь?
Как Вас зовут?
Ваш e-mail
Ваш телефон
Ваш Skype
Где Вы обучаетесь?
Класс
Как зовут родителя?
Телефон родителя
Нажимая на кнопку "Регистрация", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Как Вас зовут?
Ваш e-mail
Ваш телефон
Где Вы обучаетесь?
ВУЗ
Где Вы обучаетесь?
Факультет
Курс
Группа
Нажимая на кнопку "Регистрация", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности