Леонид Борисович Райхельгауз

1. Кто я

Я – Леонид Борисович Райхельгауз.

Преподаватель со стажем.

Ученый – исследователь и практик.
Доктор педагогических наук
Доцент, кандидат физико-математических наук.

Имею свою частную образовательную практику.

Являюсь автором электронного образовательного курса и создателем новой научно-практической методики обучения с акцентом на формирование академической резильентности (способности учащегося сохранять устойчивый образовательный результат вне зависимости от условий обучения, ситуаций контроля, вопреки усложнившимся ситуациям).


2. Мои ценности

Мой образовательный курс имеет три ключевые ценности.

Первая ценность: я учу математике (начиная с 5 класса и заканчивая 2 курсом университета). То есть на выходе мой ученик получает предметный результат.

Вторая ценность: я создаю УСТОЙЧИВЫЙ образовательный результат. Причем, на примере математики учу учиться правильно (любому предмету, в любой временной отрезок жизни). Здесь конечный итог - метапредметный результат.

Многолетний опыт работы со старшеклассниками и студентами убедил меня в том, что для достижения образовательного успеха (на выпускных экзаменах в школе и сохранении его в период обучения в университете) важен не столько высокий, сколько устойчивый образовательный результат.

Эти наблюдения побудили меня обратиться к научной проблеме академической резильентности. Я разработал собственную научно-практическую методику, позволяющую обучающимся сохранять устойчивый образовательный результат.

И, наконец, третья ценность.
Моя миссия - изменить подход к обучению. Изменяя само отношение к обучению, учащийся неизбежно меняется сам в лучшую сторону. Сам осознаёт себя, свои приоритеты и выбирает то, что ЕМУ лично доставляет удовольствие. Поэтому после работы со мной ученик будет получать еще и личностный результат.


3. Я делаю

Моя методика, таким образом, ставит во главу угла указанные три ценности и выдаёт на выходе 3 результата.

Я улучшаю знания своих учеников по математике, ликвидирую школьные пробелы – раз.

Два: я помогаю ученику добиться личностных успехов, когда он одерживает победу над собой. И весь смысл его деятельности основывается на том, что дальше он может выбирать, а не его выбирают – где учиться или работать…

Три: я демонстрирую технологии обучения. Этим я показываю: так, как мы с учеником изучаем математику – можно изучать любые естественно-научные дисциплины.


4. Моя глобальная цель

Я считаю, что учить математике – это не просто тренировать решение задач.

Усваивая новые знания, выполняя различные задания, ученик развивает свой умственный потенциал, свои умственные способности. И эти силы являются основой прочного усвоения знаний.

Кроме того, моя цель – помочь понять моим ученикам, что с помощью изменения взгляда, отношения к обучению они могут стать успешнее, счастливее.
Ведь что такое – начать заниматься математикой, например? Это значит, что надо что-то изменить хотя бы в своем распорядке дня. Надо изменить отношение к учебному предмету. И поэтому – обучающийся в любом случае изменится. И его предметные результаты будут влиять на его личностные результаты. И наоборот.
Это доказано наукой и проверено практикой.

На своих занятиях я всегда повторяю: «У ученика всегда есть выбор: решать ему 5 задач или не решать ему 5 задач. Когда он уже начал их решать – он будет развивать свои навыки и знания. Но вот сделать первый шаг, подступиться к решению этих задач… Для этого нужно личностное решение. Личный подвиг.
И ученик, сегодня решивший эти 5 задач и не решивший 5 задач – этот ученик вступает в завтрашний день с разным жизненным опытом.

Ученик, сделавший сегодня что-то конкретно, и ученик не сделавший – утром встанут двумя разными людьми».


5. С кем я работаю

Моя аудитория – это школьники (5-11 классы) и студенты 1-2 курсов.
Но сразу оговорюсь: я не работаю со всеми подряд.
Потому что я считаю, что невозможно и не нужно ЗАСТАВЛЯТЬ. Нельзя заставить уважать. Нельзя заставить учиться. И нельзя заставить жить так, как хочется взрослому.
Поэтому перед началом занятий я обязательно провожу первичную встречу с потенциальным учеником и его родителями.

Во-первых, я для себя должен определить, чем я могу быть полезен учащемуся.

Во-вторых, я проверяю, совпадают ли у нас ценности и приоритеты. Например, в моей картине мира счастливо реализованная человеческая жизнь не может быть в отрыве от академических результатов.
А для какого-то человека – это вполне нормально.
Однако из-за разницы в приоритетах мы не поймем друг друга. И значит, у нас не получится сотрудничества.

В-третьих, я всегда на первичной встрече проговариваю свой взгляд на учебный процесс. Я хочу, чтобы родитель его знал. И я проверяю – разделает ли родитель со мной эти взгляды. Это также очень важно: ведь я с учеником только эпизодически встречаюсь. А родитель с ним живет. И если у нас с родителем – разные взгляды на учебный процесс – то плодотворного сотрудничества с учеником не получится.


6. Результаты моих клиентов

Их два.
Первый – это количество баллов. И это – результат наглядный, конвертируемый. Он всем понятен.

Но также есть второй результат. Например, учащийся получает 52 или 62 балла. Кто-то скажет: «В этом нет ничего особенного». Но за этими цифрами никто не увидит громадный труд, когда мы идем от незнания, от каких-нибудь 22 баллов, к такому устойчивому результату.

Ведь результат может выражаться не только в баллах. И поэтому очень важно оценивать и тот пройденный путь, который преодолел ученик.

Ну и, конечно, не стоит забывать о приятном результате-бонусе: когда мои ученики и их родители пишут мне отзывы о нашей плодотворной работе. И эти отзывы я принимаю со вниманием и благодарностью.


7. Условия работы

Вы всегда можете обратиться ко мне.
Мы обговорим время первичной встречи. И там всё обсудим индивидуально.
Дело в том, что каждый ученик неповторим. И невозможно разработать универсальную методику обучения – которая подходила бы абсолютно ко всем.


8. Делаю призыв к действию

Перед началом занятий (в рамках первичной встречи) проходит беседа.

Там мой потенциальный ученик может поделиться своими проблемами, связанными с математикой (если бы у ученика не было проблем – мы бы с ним никогда не встретились). Он рассказывает, что ему мешает на уроках быть уверенным и качественно и вовремя выполнять задания.

И в процессе беседы на разные математические темы (согласно возрасту и профилю этого учащегося) мы вместе определяем его проблемные зоны.

Далее мы с ним опускаемся на ту ступень, где он чувствует себя уверенно.
Где он понимает и знает, как решать.
А далее, постепенно добавляя новизну, мы закрепляем это навыком.

Мой потенциальный ученик получает при нашей первичной беседе первые материалы, которые он может разобрать, по которым может задать вопрос и проанализировать: что понятно, что не понятно.

И наше сотрудничество начинается с обучения задавать вопросы.
И если у нас всё получается (по этим первичным шагам) – тогда мы можем приступать к занятиям.

Кстати, данная первичная беседа является бесплатной.

Она также даёт возможность потенциальному ученику посмотреть, как я излагаю свои мысли, как я что-то объясняю.

И если по каким-то причинам у нас не ладится взаимодействие - это не значит, что ученик какой-то не такой. Или я – не такой… Это значит, что на данном этапе мы просто не можем раскрыть потенциал друг друга.


9. Открытый вопрос

Мы вместе – я и мои ученики – создаём информационную среду.

И это – живой организм, который будет постоянно меняться.

Меняются требования к моей помощи.
Меняется уровень подготовки ученика на сегодняшний момент. И меняются его цели. Меняются условия обучения, меняется ситуация контроля в школе/вузе.
Меняются потребности обучающихся с целью взаимодействия.

А что бы вы хотели обсудить с преподавателем перед тем, как начать заниматься?
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone