Леонид райхельгауз

Искусственный интеллект

Серия авторских заметок по искусственному интеллекту.

Искусственный интеллект.

Во вторник 21 октября принял виртуальное (через Интернет) участие в круглом столе "Как должна развиваться дидактика?", который организовал Научный совет по проблемам дидактики при отделении философии, образования и теоретической педагогики РАО. Во многом оно было посвящено быстро возрастающей роли искусственного интеллекта (ИИ) в современном образовании. Хочу поделиться с моими читателями своими мыслями по основным темам этого интересного (и очень своевременного) мероприятия.

Нужны ли прорывные дидактические решения для системы образования?
  • ИИ - не прорыв сам по себе, а инструмент, который может сделать возможным дидактический прорыв. Он помогает учителю формулировать правильные вопросы - к ученику, содержанию, самому себе.
  • Прорыв должен заключаться не в новых формах подачи знаний, а в новой логике взаимодействия: когда учитель и ИИ вместе проектируют образовательный маршрут ученика. Учитель остается автором смысла, ИИ-соавтором структуры.
  • Прорыв - это возвращение главному назначению педагога: видеть человека за знанием. Все, что можно автоматизировать, пусть делает ИИ, все, что связано с пониманием и вдохновением - остается за учителем.

Что современная практика ждёт от дидактики?
  • Практика ждет не рецептов, а гибких инструментов. ИИ может помочь анализировать затруднения учеников, не оценивая, а направляя для точного анализа ошибок, чтобы поддерживать ученика, а не наказывать за промахи.
  • ИИ может освободить учителя от рутинной отчетности, вернуть время на творчество. Но важно, чтобы освободившееся время не заняли новые формы цифровой бюрократии.
  • Современная дидактика должна научить работать с ИИ, как с помощником по мышлению. Это новая педагогическая культура - это во многом умение задавать машине вопросы.

Системно-деятельностный подход «не приживается» в школе. Что делать? Вернуться к «знаниевому»?
  • ИИ может оживить деятельностный подход: он показывает ученику результат от действий, а учителю динамику мышления. Это не контроль, а совместное наблюдение за развитием.
  • К знаниевому подходу стоит вернуться только в смысле качества знания. ИИ знает все, но не понимает ничего - и это возвращает ценность человеческого понимания.
  • Деятельность - это не только внешнее действие, но и внутренняя работа мысли. ИИ может помочь ученику увидеть собственные шаги его мышления и научиться их корректировать. Поэтому, дидактический ресурс - показать ка человек мыслит.

Для меня — это не про то «вставить ли видеоролик в урок» или заменить живого учителя цифровыми помощниками.
  • Это про то, чтобы сделать учителя капитаном корабля, а не гребцом на галере, который вынужден проверять тысячу весел.
  • В центре дидактики будущего — не просто передача знаний, а развитие мышления, метакогнитивных навыков и способности задавать правильные вопросы.
  • Наши ученики живут в мире, который меняется быстрее любого учебника. Мы не можем готовить их к «профессиям, которых ещё нет», старыми методами. Мы должны дать им гибкость, умение учиться и уверенность в своих силах.
Поэтому я глубоко убежден, что в ближайшие годы успех новой дидактики будет зависеть не от технологий, а от культуры их использования.

Более подробно я рассказываю о своем видении этих (ИМО очень важных сейчас тем) в новой серии видео, которые скоро появятся здесь.

Про прорывные дидактические решения.

  1. ИИ - не прорыв сам по себе, а инструмент, который может сделать возможным дидактический прорыв. Он помогает учителю формулировать правильные вопросы - к ученику, содержанию, самому себе. ИИ может создать условия для настоящего дидактического прорыва, только если использовать его вдумчиво и грамотно.
  2. Прорыв должен заключаться не в новых формах подачи знаний, а в новой логике взаимодействия: когда учитель и ИИ вместе проектируют образовательный маршрут ученика. Учитель остается автором смысла, ИИ-соавтором структуры. Такая модель позволит каждому ученику получить индивидуальное сопровождение, а педагогу — сконцентрироваться на самом важном: видеть человека за знаниями, понимать его уникальность, мотивировать и вдохновлять.
  3. Прорыв - это возвращение главному назначению педагога: видеть человека за знанием. Все, что можно автоматизировать, пусть делает ИИ, все, что связано с пониманием и вдохновением - остается за учителем. Прорывные дидактические решения должны вернуть образование к его истинному назначению — развитию у наших учеников критического мышления, метакогнитивных навыков и способности к самоорганизации.

Таким образом, как я это вижу - прорыв в дидактике — это переход к партнерству современного учителя и технологии, где ИИ выступает в роли надежного инструмента, расширяющего возможности педагога и раскрывающего потенциал каждого ученика.

Что современная практика ждёт от дидактики?

  1. Практика ждет не рецептов, а гибких инструментов. ИИ может помочь анализировать затруднения учеников, не оценивая, а направляя для точного анализа ошибок, чтобы поддерживать ученика, а не наказывать за промахи. Такой подход мотивирует, а не деморализует. Мы учимся говорить с машиной на языке педагогических задач — и это делает нас сильнее как специалистов.
  2. ИИ может освободить учителя от рутинной отчетности, вернуть время на творчество. Но важно, чтобы освободившееся время не заняли новые формы цифровой бюрократии. Давайте освободим время для главного — для наших учеников. которые у хорошего педагога как родные дети )
  3. Современная дидактика должна научить работать с ИИ, как с помощником по мышлению. Это новая педагогическая культура - это во многи умение задавать машине вопросы. Искры гениальности от искусственного интеллекта не вылетают сами по себе — их нужно высечь правильным вопросом. Мы учимся говорить с машиной на языке педагогических задач — и это делает нас ... чуть не сказал - сильнее. наверно так - осознаннее. И это не механический процесс — это развитие метакогнитивных компетенций, умения рефлексировать над собственным мышлением и контролировать продуктивность коммуникации с машиной.

Так что давайте использовать новые тулз (инструменты) не потому, что «так надо», а потому, что это помогает нам быть теми учителями, какими, уверен, мы все хотим быть — внимательными, мудрыми и по-настоящему современными.

Системно-деятельностный подход не прижился? Это не провал, а знак, что мы растем.

  1. ИИ может выступить как мост между традицией и инновацией. Коллеги, давайте признаем: мы все оказались в довольно странной ситуации: дети делают «проекты» по шаблону, учителя имитируют «исследования», а по сути все из нас ждут, когда же можно будет просто открыть понятную инструкцию и честно ее прочитать.
  2. Для успешного внедрения СДП с поддержкой ИИ необходимо решить множество системных задач: создание нормативно-правовой базы, подготовка педагогов к новым ролям фасилитаторов и наставников, развитие технической инфраструктуры и учёт этических аспектов использования технологий.
  3. Давайте двигаться вперед — к осмысленной, живой и человечной школе. Такой, где учитель — не контролер, а навигатор. Где урок — не лекция, а открытие. И где технологии наконец-то работают на нас, а не мы на них.

Дидактика будущего.

  1. Для меня дидактика будущего — это не про то «вставить ли видеоролик в урок» или заменить живого учителя цифровыми помощниками. Это про то, как сделать учителя капитаном учебного корабля, а не, как говорят французы - капитаном рабов на галере, который вынужден проверять тысячу весел.
  2. В центре дидактики будущего — не просто передача знаний, а развитие мышления, метакогнитивных навыков и способности задавать правильные вопросы. Наши ученики живут в мире, который меняется быстрее любого учебника. Мы не можем готовить их к «профессиям, которых ещё нет», старыми методами.
  3. И самое главное: дидактика будущего не отменяет нашего профессионализма — она приумножает его. Она возвращает нас к самой сути профессии: быть не транслятором знаний, а наставником, вдохновителем и проводником в мире, где главное — не что ты знаешь, а как ты умеешь думать, творить и адаптироваться.

 Давайте создавать это будущее вместе. Уже сегодня.