Во вторник 21 октября принял виртуальное (через Интернет) участие в круглом столе "Как должна развиваться дидактика?", который организовал Научный совет по проблемам дидактики при отделении философии, образования и теоретической педагогики РАО. Во многом оно было посвящено быстро возрастающей роли искусственного интеллекта (ИИ) в современном образовании. Хочу поделиться с моими читателями своими мыслями по основным темам этого интересного (и очень своевременного) мероприятия.
Нужны ли прорывные дидактические решения для системы образования?
- ИИ - не прорыв сам по себе, а инструмент, который может сделать возможным дидактический прорыв. Он помогает учителю формулировать правильные вопросы - к ученику, содержанию, самому себе.
- Прорыв должен заключаться не в новых формах подачи знаний, а в новой логике взаимодействия: когда учитель и ИИ вместе проектируют образовательный маршрут ученика. Учитель остается автором смысла, ИИ-соавтором структуры.
- Прорыв - это возвращение главному назначению педагога: видеть человека за знанием. Все, что можно автоматизировать, пусть делает ИИ, все, что связано с пониманием и вдохновением - остается за учителем.
Что современная практика ждёт от дидактики?
- Практика ждет не рецептов, а гибких инструментов. ИИ может помочь анализировать затруднения учеников, не оценивая, а направляя для точного анализа ошибок, чтобы поддерживать ученика, а не наказывать за промахи.
- ИИ может освободить учителя от рутинной отчетности, вернуть время на творчество. Но важно, чтобы освободившееся время не заняли новые формы цифровой бюрократии.
- Современная дидактика должна научить работать с ИИ, как с помощником по мышлению. Это новая педагогическая культура - это во многом умение задавать машине вопросы.
Системно-деятельностный подход «не приживается» в школе. Что делать? Вернуться к «знаниевому»?
- ИИ может оживить деятельностный подход: он показывает ученику результат от действий, а учителю динамику мышления. Это не контроль, а совместное наблюдение за развитием.
- К знаниевому подходу стоит вернуться только в смысле качества знания. ИИ знает все, но не понимает ничего - и это возвращает ценность человеческого понимания.
- Деятельность - это не только внешнее действие, но и внутренняя работа мысли. ИИ может помочь ученику увидеть собственные шаги его мышления и научиться их корректировать. Поэтому, дидактический ресурс - показать ка человек мыслит.
Для меня — это не про то «вставить ли видеоролик в урок» или заменить живого учителя цифровыми помощниками.
- Это про то, чтобы сделать учителя капитаном корабля, а не гребцом на галере, который вынужден проверять тысячу весел.
- В центре дидактики будущего — не просто передача знаний, а развитие мышления, метакогнитивных навыков и способности задавать правильные вопросы.
- Наши ученики живут в мире, который меняется быстрее любого учебника. Мы не можем готовить их к «профессиям, которых ещё нет», старыми методами. Мы должны дать им гибкость, умение учиться и уверенность в своих силах.
Поэтому я глубоко убежден, что в ближайшие годы успех новой дидактики будет зависеть не от технологий, а от культуры их использования.
Более подробно я рассказываю о своем видении этих (ИМО очень важных сейчас тем) в новой серии видео, которые скоро появятся здесь.