Леонид Райхельгауз
Преподаватель математики
Леонид райхельгауз

Формирование академической самоэффективности и личной ответственности в процессе изучения математики

Психология и педагогика

Зачем мне математика?

Наверное раньше на этот вопрос ответить однозначно было куда проще, потому что математика носила в себе очень выраженные социальные потребности (счёт 1️⃣ 2️⃣4️⃣, измерение и пр.) Сегодня же, в стремительно меняющемся мире, дружба с царицей наук куда более необходима, но не так очевидна с первого взгляда. Давайте разберемся.

Среди школьных предметов математика охватывает самый широкий спектр учебных и развивающих целей. Основная польза математики ❗ - это навыки мышления, которые рождаются в процессе обучения. Ценность умения решать уравнения с двумя неизвестными заключается не в самих уравнениях, ☝ а в том опыте мыслительного процесса, который приобретается на пути их решения.

Получается, математика является одним из основных средств интеллектуального развития человека, а математическое образование - один из главных факторов формирования личности, фундамент успешности во многих сферах жизни человека.

Действительно, ведь в любой сфере деятельности требуется и умение логически мыслить, и навык аргументирования своих решений, и способность критически оценивать ситуацию, ☝ отделять важное от второстепенного. Все эти качества могут быть сформированы, прежде всего, в процессе изучения математики.

Сегодня очень остро становится вопрос противоречия между полученными знаниями предмета и пониманием роли этих знаний в решения жизненных задач и саморазвитии.

Следовательно, в сегодняшней реальности, главнейшая задача педагогов состоит в формировании у учеников осознания роли математики в достижение жизненного успеха, ☝ как личностного, так и социального, сохраняя при этом теоретический фундамент.

Таким образом у юного человека рождается ощущение самоэффективности и личной ответственности за достижения или неудачи в процессе изучения математики.

Более подробно о понятии самоэффективности мы поговорим в следующем посте.

Путь к самоэффективности.

Обучая детей математике, педагоги всё чаще замечают тревогу учеников при выполнении неэлементарных числовых действий, что зачастую становится причиной нарушения учебного процесса.

Ведущая роль в этом действии, конечно, принадлежит учителю. От того насколько педагогом будут учтены индивидуальные особенности и способности ученика, зависит раскрытие потенциала каждого ребенка. ☝ Ведь большое количество людей, убедили себя, что математика им недоступна, лишь потому, что вовремя не были поддержаны учителем, который развил бы в них чувство самоэффективности.

Именно поэтому одной из самых важных педагогических задач, я считаю, пробуждение восприятия математики, ☝ когда каждый ученик, изучая суть предмета, видит в этом не только средство получить отметку, но и возможность, обогащающую его представление о мире в целом, которая поможет использовать математику как средство решения социально-бытовых проблем.

Именно такой подход и называется академической самоэффективностью! ❗ Педагог должен понимать, что математика вышла за пределы элементарного измерения и счёта и сегодня это инструмент развития личности! И работу в этом направлении нужно вести уже в начальной школе.

Далее, в основном звене, важно показать ученикам, что в процессе решения математических задач, они не только овладевают необходимыми для аттестации знаниями и умениями, но и учатся устанавливать взаимосвязи, находить точки соприкосновения между различными понятиями, рассуждать, аргументировать своё решение.

Фиксируя внимание учеников не только на результате выполнения задачи, но и на его личностных изменениях, учитель способствует повышению осознанности значимости математического образования. Особенно следует обращать внимание учеников на достижение таких личностных результатов как: самостоятельность мышления,его гибкость, критичность, рациональность, развитие творческих способностей, которые, безусловно пригодятся в жизни каждого.

Математическая грамотность 1️⃣ 2️⃣ 3️⃣

Не секрет, что изучение математики в школе нельзя сводить лишь к содержанию предметов. ☝ Например, большой потенциал для саморазвития имеют и междисциплинарные задания, где на помощь к нам приходит царица наук - математика.

Решая с помощью математических навыков задачи по физике, химии, биологии, ученики имеют возможность переносить свои знания из одной отрасли в другую, мыслить самостоятельно, нешаблонно, развивая инженерную интуицию, абстракцию.

Не случайно в научно-педагогическом сообществе так живо обсуждается понятие ☝ «математическая грамотность».

Под математической грамотностью понимается готовность выпускников средней школы справляться с жизненными проблемами, для решения которых нужно использовать некоторые математические знания.

В исследованиях PISA это понятие определяется как "способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину."

То есть математическая грамотность не ограничивается исключительно математическими знаниями, а включает в себя коммуникативные, информационные, читательские и социальные компетенции личности.

Получается, что потенциал математического образования невозможно переоценить! Именно он играет ведущую роль в формировании таких важных качеств как самоэффективность и личная ответственность.

И в силах каждого из нас воспользоваться этим потенциалом

Локус контроля.

В предыдущих постах мы с вами уже познакомились с термином «самоэффективность», которая представляет собой чувство собственной компетентности при решении разнообразных задач, в нашем случае - математических.

Сегодня мы противопоставим самоэффективности такое интересное понятие, как «локус контроля», ☝ применяемое для объяснения роли учащегося в достижении результата. Что же это такое?

Локус контроля - внутренняя шкала, которая неодинаково воспринимает результат жизненных событий у разных людей. Согласно данной теории, люди различаются в том, считают ли они события независимыми (внешний контроль) или зависимыми (внутренний контроль) от собственных действий.

Таким образом, локус контроля не связан с представлением о своих способностях, как это происходит в самоэффективности, ☝ он отражает представления человека о том, что влияет на результат – собственные действия или внешние «силы», такие как удачные обстоятельства или судьба.

Например, студенты с внутренним локусом контроля убеждены в том, что их успехи и неудачи зависят от собственных усилий. Поведение студентов с внешним локусом контроля определяется давлением со стороны окружающих, везением/невезением, случайностями и т.д.

Предрасположенность человека к тому или иному локусу контроля - существенный фактор стрессоустойчивости,который помогает формированию эффективного целеполагания, в том числе и в учебной деятельности.

Также можно наблюдать связь между предрасположенностью к определенному локусу контроля и ❗ общей социальной эффективностью, включая профессиональное мастерство и даже уровень материальной обеспеченности ☝

В связи с этим очевидна значимость успешности развития локуса контроля у лиц подросткового возраста,как залога развития способности ученика к организации своей дальнейшей жизни, самоопределения в ней.

Локус контроля – это результат обучения и воспитания, а также личностных качеств ученика. Многое в этом процессе зависит от конкретных ситуаций, ☝ с которыми сталкивался человек, например как на результаты успехов или неудач реагировали педагоги, родители, одноклассники.

Очевидно также, что локус контроля и самоэффективность тесно переплетены друг с другом и являются своеобразным фундаментом социального и личностного успеха человека. От того всем нам: и педагогам и родителям и ученикам, необычайно важно приложить усилия для правильного формирования уверенности в своих силах каждого ученика, и, как следствие, уверенности и в завтрашнем дне.

Я докажу, что именно ты силён в математике! Что бы ты об этом не думал раньше.

Как? Усаживайся поудобнее.

Однажды я принимал участие в исследование, которое было направлено на изучение влияния стиля преподавания математики на формирование у учеников чувства академической самоэффективности и внутреннего локуса контроля, ☝ о которых мы говорили в предыдущих постах.

В работу были включены обучающиеся 10-х классов двух воронежских школ.В одной школе (экспериментальная группа) преподавание велось с применением методики рефлексивного обучения (я подробно писал об этом методе в предыдущих постах): мотивация, рождающая «мне это интересно», информационное насыщение, управление деятельностью как процессом «я способен управлять процессом», рефлексия «я могу сделать что-то новое» и т.д.

В другой школе (контрольная группа) подход к математическому образованию не менялся.

После применения методики рефлексивного обучения математике в течение полугода (1 и 2 четверть) внутренний локус контроля и предметная самоэффективность учеников экспериментальной группы значительно выросли.

Таким образом, мы можем сделать однозначный вывод, что педагогический подход играет огромное значение ☝ в формировании академической самоэффективности и локуса контроля у обучающихся.

Результаты анализа эксперимента наглядно демонстрирует, что средние показатели в эксперементальной группе стали выше начальных результатов. Локус контроля обучающихся первой группы по сравнению с локусом контроля участников второй группы вырос очень значительно,перешёл границу базовых показателей и достиг среднего уровня.

Вывод, на мой взгляд, однозначен: ☝ методики преподавания математических дисциплин, да и не только математических, конечно, весьма существенно влияют на формирования самооценки и самоощущение молодого человека, веру в себя и свои силы и, как следствие, на будущее. Давайте помнить об этом.

Подведем черту.

Ну чтож, давайте подытожим наш с вами небольшой путь

тропе понимания, что же влияет на математические успехи и какой эффект следует за данным процессом относительно будущего сегодняшних учеников и студентов.

1️⃣ Математическое образование - это не просто решение задач и уравнений,это один из важнейших факторов формирования личности и её успешности, так как развивает такие навыки как:
✅ умение логически мыслить
✅ аргументации своих решений
✅ способность критически оценивать ситуацию
✅ отделять важное от несущественного

2️⃣ Важнейшая педагогическая задача - мотивация личностного восприятия математики ☝, когда успешное решение задач воспринимается не только как средство получения оценки, но и как средство формирования убеждения в способности добиваться желанных результатов.

3️⃣ Рефлексивное обучение ☝ математике способствует пробуждению у учеников убеждения о собственной самоэффективности в учебе и личной ответственности за достижения или неудачи в процессе освоения математики

Как мы видим, простые действия каждого из участников процесса обучения помогут построить прочный фундамент будущего учеников! Успехов всем нам на этом интересном пути.
Будем знакомы!
Нажимая на кнопку "Подтвердить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Давайте знакомиться! Кем вы являетесь? Выберете нужный ответ из списка:
В какой школе или ВУЗе вы (или Ваш ребенок) обучаетесь?
Введите ответ ниже
Ваш e-mail
Введите Ваш e-mail
Введите Ваш телефон
Как Вас зовут?
Введите Ваше имя
Close
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
Личный кабинет
Кем вы являетесь?
Как Вас зовут?
Ваш e-mail
Ваш телефон
Ваш Skype
Где Вы обучаетесь?
Класс
Как зовут родителя?
Телефон родителя
Нажимая на кнопку "Регистрация", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Как Вас зовут?
Ваш e-mail
Ваш телефон
Где Вы обучаетесь?
ВУЗ
Где Вы обучаетесь?
Факультет
Курс
Группа
Нажимая на кнопку "Регистрация", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности