Леонид Райхельгауз
Преподаватель математики

Леонид Райхельгауз

Доцент
Кандидат физико-математических наук

Книга

Глава 1

Часть 1.1.

«Мы ждём перемен-1»:
размышления о необходимости изменений в существующих образовательных практиках

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
Перемен!
Мы ждём перемен.

В. Цой «Перемен»

Когда я слышу песню известного певца времен перестройки В. Цоя, я понимаю, что она как нельзя лучше отражает и сегодняшнее состояние системы образования.

Тот же самый диссонанс на мотив «моя твоя не понимай» между документами «сверху» и образовательными результатами, которые выдает современная школа.
Тот же кризис по всем направлениям: как в сфере формальных выходов (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР), так и в сфере метапредметных результатов (когда знания наших учеников «препарируют» зарубежные мониторинги).

Процессы же модернизации, ведущиеся в образовании в данный момент, напоминают анекдот того же самого перестроечного времени:

— Как так получилось: шли впереди всех, а оказались позади?
— Ничего страшного, просто шли не в ту сторону .

Именно поэтому система образования всеми своими «сердцами» и «глазами» требует и ждёт перемен.

Причем в кардинальном изменении нуждаются как существующие образовательные практики, так и собственно понимание сути образовательных результатов. Ведь именно они в корне отличаются от описанных в терминах знаниево-ориентированной парадигмы результатов.

Кроме того, знания сегодня - это уже не ассорти из математико-историко-биологической нарезки, которую в школьников «впихивали» до состояния изжоги в течение 10 лет.
Знания стали (к счастью) лишь средством достижения личных образовательных и социальных целей.
А идеальным результатом современного образования признали сформированный комплекс личностных качеств, обеспечивающих человеку желание постоянно учиться чему-то новому.

Все вышесказанное заставляет нас, педагогов-исследователей, искать новые подходы, основания, механизмы достижения результатов образования.

И в своей работе мы прежде всего учитываем основные ориентиры изменений системы образования, о которых речь пойдет в следующих постах.

«Мы ждём перемен-2»:
ориентиры изменений системы образования в трехмерном пространстве

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
Перемен!
Мы ждём перемен.

В. Цой "Перемен"

Необходимость перемен в системе образования чувствуется на всех уровнях, всеми точками человеческих организмов.

Учащиеся (как главный элемент в образовании) хотят уменьшить нагрузку как на многострадальную "пятую точку", так и на свою неокрепшую психику.

К счастью, общепризнан факт, что современные дети взрослеют в условиях неопределенности, а сегодняшняя информационно-токсичная перегруженность ломает даже устойчивую психику взрослых. Что уж говорить о детях!

Именно поэтому изменившуюся ситуацию детства можно считать первым ориентиром изменений системы образования.

Если сравнить данные ориентиры с тремя измерениями в трехмерном пространстве, то ситуация детства - это ось абсцисс.

Вторым ориентиром модернизации образовательных практик и, соответственно, осью ординат можно считать цифровизацию современной жизни в целом и образовательного процесса в частности.

На этой оси всех взрослых (и родителей, и учителей) объединяет жгучее желание спасти свои нервно-голосовые системы. Поэтому под девизом: "Полцарства за коня! (в смысле - "за час тишины")" они лихорадочно скупают компьютеры и онлайн-курсы, а также осваивают Зумы и Скайпы.

И наконец третьей осью, о которой, собственно, знают вообще только глубоко посвященные специалисты, - осью аппликат, является недостаточная успешность наших школьников в международных мониторингах.
Этот факт до сих пор игнорируется школьным образованием… Однако как в трехмерном пространстве не обойтись без оси аппликат, так и "железный занавес" образования не может быть вечным.

Аналогия ориентиров изменения системы образования с осями трехмерного пространства не случайна, поскольку искать пути и способы изменения можно только после анализа и учета каждого ориентира-оси.
Об этом речь пойдет в следующем посте.
Будем знакомы!
Нажимая на кнопку "Подтвердить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Давайте знакомиться! Кем вы являетесь? Выберете нужный ответ из списка:
В какой школе или ВУЗе вы (или Ваш ребенок) обучаетесь?
Введите ответ ниже
Ваш e-mail
Введите Ваш e-mail
Введите Ваш телефон
Как Вас зовут?
Введите Ваше имя
Close
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
Личный кабинет
Кем вы являетесь?
Как Вас зовут?
Ваш e-mail
Ваш телефон
Ваш Skype
Где Вы обучаетесь?
Класс
Как зовут родителя?
Телефон родителя
Нажимая на кнопку "Регистрация", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Как Вас зовут?
Ваш e-mail
Ваш телефон
Где Вы обучаетесь?
ВУЗ
Где Вы обучаетесь?
Факультет
Курс
Группа
Нажимая на кнопку "Регистрация", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности