Леонид Райхельгауз

Доктор педагогических наук
Доцент
Кандидат физико-математических наук

Книга

Глава 1

Часть 1.1.

«Мы ждём перемен-1»:
размышления о необходимости изменений в существующих образовательных практиках

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
Перемен!
Мы ждём перемен.

В. Цой «Перемен»


Когда я слышу песню известного певца времен перестройки В. Цоя, я понимаю, что она как нельзя лучше отражает и сегодняшнее состояние системы образования.

Тот же самый диссонанс на мотив «моя твоя не понимай» между документами "сверху" и образовательными результатами, которые выдает современная школа.
Тот же кризис по всем направлениям: как в сфере формальных выходов (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР), так и в сфере метапредметных результатов (когда знания наших учеников "препарируют" зарубежные мониторинги).

Процессы же модернизации, ведущиеся в образовании в данный момент, напоминают анекдот того же самого перестроечного времени:

— Как так получилось: шли впереди всех, а оказались позади?
— Ничего страшного, просто шли не в ту сторону .

Именно поэтому система образования всеми своими "сердцами" и "глазами" требует и ждёт перемен.

Причем в кардинальном изменении нуждаются как существующие образовательные практики, так и собственно понимание сути образовательных результатов. Ведь именно они в корне отличаются от описанных в терминах знаниево-ориентированной парадигмы результатов.

Кроме того, знания сегодня - это уже не ассорти из математико-историко-биологической нарезки, которую в школьников «впихивали» до состояния изжоги в течение 10 лет.
Знания стали (к счастью) лишь средством достижения личных образовательных и социальных целей.
А идеальным результатом современного образования признали сформированный комплекс личностных качеств, обеспечивающих человеку желание постоянно учиться чему-то новому.

Все вышесказанное заставляет нас, педагогов-исследователей, искать новые подходы, основания, механизмы достижения результатов образования.

И в своей работе мы прежде всего учитываем основные ориентиры изменений системы образования, о которых речь пойдет в следующих постах.

«Мы ждём перемен-2»:
ориентиры изменений системы образования в трехмерном пространстве

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
Перемен!
Мы ждём перемен.

В. Цой "Перемен"


Необходимость перемен в системе образования чувствуется на всех уровнях, всеми точками человеческих организмов.

Учащиеся (как главный элемент в образовании) хотят уменьшить нагрузку как на многострадальную "пятую точку", так и на свою неокрепшую психику.

К счастью, общепризнан факт, что современные дети взрослеют в условиях неопределенности, а сегодняшняя информационно-токсичная перегруженность ломает даже устойчивую психику взрослых. Что уж говорить о детях!

Именно поэтому изменившуюся ситуацию детства в постиндустриальном обществе можно считать первым ориентиром изменений системы образования.

Если сравнить данные ориентиры с тремя измерениями в трехмерном пространстве, то ситуация детства - это ось ординат.

Вторым ориентиром модернизации образовательных практик и, соответственно, осью аппликат можно считать цифровизацию современной жизни в целом и образовательного процесса в частности.

На этой оси всех взрослых (и родителей, и учителей) объединяет жгучее желание спасти свои нервно-голосовые системы. Поэтому под девизом: "Полцарства за коня! (в смысле - "за час тишины")" они лихорадочно скупают компьютеры и онлайн-курсы, а также осваивают Зумы и Скайпы.

И наконец третьей осью, осью абсцисс, является недостаточная успешность наших школьников в международных мониторингах.
Этот факт до сих пор игнорируется школьным образованием… Однако как в трехмерном пространстве не обойтись без оси абсцисс, так и "железный занавес" образования не может быть вечным. И именно уход от знаниево-ориентированной парадигмы позволит личности полноценно социализироваться.

Аналогия ориентиров изменения системы образования с осями трехмерного пространства не случайна, поскольку искать пути и способы изменения можно только после анализа и учета каждого ориентира-оси.
Об этом речь пойдет в следующем посте.

«Мы ждём перемен-3»:
пути решения проблем в трехмерном пространстве образования

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
Перемен!
Мы ждём перемен.

В. Цой "Перемен"


Путей решения проблем системы образования - словно в сказочном мире - тоже три.

На путь оси ординат (тот самый, который - "направо пойдешь...") - сворачивают все современные подростки-богатыри. И встречая там стоглавого Змея Горыныча в лице постиндустриального общества, они испытывают шок и САМОСТОЯТЕЛЬНО его победить просто не в силах.

Именно поэтому во имя спасения наших юных богатырей педагоги должны акцентироваться на формировании у подростков творчества и инициативы, а также учитывать особенности процесса обучения в постиндустриальном обществе.

Путь оси аппликат (тот, где "прямая дорога - самая короткая, но трудная") выбирают продвинутые педагоги-новаторы, понимающие необходимость подготовки новых дидактических законов работы онлайн.

Величайший современный ученый-педагог Е.И. Казакова недавно сформулировала идею этого пути. И эту мысль стоит написать как лозунг-девиз на щите каждого рыцаря-педагога: "Важно не то, ЧТО в компьютере, а то, КАК работать с его содержанием".
Именно алгоритмы взаимодействия и общения по поводу получаемой через Интернет-ресурсы информации играют здесь ключевую роль.

По третьему пути, оси абсцисс, при желании наши юные богатыри могут попасть в заморские страны. Но там, к сожалению, их очень часто "обламывают на раз-два": знаниево-ориентированная парадигма российского образования уже не дает положительных результатов на международном уровне.

Именно поэтому крупный специалист в сфере оценки качества образования Г.С. Ковалева советует педагогам менять акцент: учащихся надо учить не усвоению информации, а выработке стратегий работы с ней. Ведь "главным образовательным результатом является не знание, а способность применять его для решения жизненных задач".

Таким образом, ключевым результатом образования должна стать социализация личности.
"Умение переносить знания и навыки на разные области, за рамки школы (физический контекст), сохранять несколько лет после завершения обучения (временной контекст) и использовать при решении разных задач (функциональный контекст)", - вот итоговая формула выпускника любого учебного заведения.
Иллюстрация "Вызовы системе образования. Предпосылки введения понятия "резильентность".

Академическая резильентность

- Сейчас к людям надо помягше…
А на вопросы смотреть ширше …
(из фильма «Операция Ы»)


Предлагая новый взгляд на результаты образования в современном постиндустриальном обществе, ведущие исследователи ввели понятие академической резильентности.

Это понятие, обозначающее пластичность и упругость, как нельзя лучше отражает жизнеспособность субъекта в условиях существенных жизненных трудностей.

Способность подстраиваться под любую жизненную ситуацию также напоминает забавную гибкость героя мультфильма «Падал прошлогодний снег», когда он говорит: «Такая гибкость в теле образовалась…».

И как тело этого героя принимает формы утюга, мясорубки и чайника, так и психика человека со сформированной академической резильентностью может «гнуться» и «прогибаться под изменчивый мир», однако никогда не сломается.

Кроме такой когнитивной гибкости, академическая резильентность содержит и еще одну составляющую - невероятно важную в жизни любого человека. Речь идет об успехе.

И если обычно достижение успеха ассоциируется с «хождениями по мукам и трупам», то академическая резильентность на личностном уровне подразумевает не просто достижение успеха, а его достижение социально одобряемым путем.
Фактически, моральный фундамент академической резильентности базируется на актуальной во все времена пословице «Кто за правое дело стоит – тот всегда победит».

Таким образом, в процессе обучения молодежи очень важно формировать академическую резильентность, благодаря которой личность будет способна преодолевать любые невзгоды и следовать общепринятым моральным нормам при достижении успеха.

Не благодаря, а ВОПРЕКИ...

Часть 1. Академическая резильентность
как фактор образовательного неравенства

Пример превращения сына рыбака Михайлы Ломоносова в великого ученого и уважаемого при царском дворе вельможу - это классика.

И феномен одновременно.

Потому что очень легко хорошо учиться, когда мама - врач, а папа - инженер.

И помочь есть кому... И пример положительный всегда перед глазами...

Детям с другими исходными данными приходится - как и Ломоносову - "идти к звездам" не благодаря, а вопреки.

И для решения этой проблемы было введено понятие академической резильентности – как одного из основных факторов образовательного неравенства.

Изучая вопрос образовательного неравенства, еще полвека назад американские социологи выяснили, что академические достижения школьников связаны с социально-экономическим статусом семьи.

В принципе, этот тезис до сих пор актуален.

Так, недавно был проведен мониторинг. Исследовалась связь семейных ресурсов и выбираемых семьей образовательных стратегий для своих детей.

Выводы были в духе «это элементарно, Ватсон»: уровень дохода семей со студентами ВУЗов в 1,5 раза превосходит соответствующий показатель для семей учащихся ПТУ.
Кроме того, было выяснено, что родители с высшим образованием тратят почти в 2 раза больше денег на образование детей, чем родители без «вышки».

Анализировались также семейные ситуации учащихся младших классов. И там – все логично и аналогично: чем более образованы и культурно развиты родители, тем чаще дети учатся в гимназии, лицее или школе с углубленным изучением предметов.

Указанная ситуация по идее, может иметь два решения: или увеличить количество рождаемых Ломоносовых (шутка). Или - в процессе исследования академической резильентности активно искать такие механизмы, алгоритмы и методики, при которых ЛЮБОЙ ребенок СМОЖЕТ преодолеть ЛЮБЫЕ обстоятельства.

В этом и заключается суть академической резильентности, а заодно – и образовательной справедливости. Когда дети будут учиться БЛАГОДАРЯ...

Глава 2

Часть 2.1.

«Модернизация дидактических теорий: ответ на вызовы современности»

О моей новой статье и Wi-Fi в пределах песочницы

Приходит мама за ребёнком в детский сад. Видит: дети сидят в песочнице все с телефонами, а воспитательница на скамейке рядом спит. Мама возмущается:
- Что же Вы спите?! У Вас же дети разбегутся!
- Да куда они денутся?! У нас Wi-Fi только в пределах песочницы.

На днях получил свою статью «Модернизация дидактических теорий: ответ на вызовы современности».

Когда я её писал, перед глазами была картина детей в песочнице из вышеупомянутого анекдота: все в телефонах уже с юных лет. И это – не единственная проблема современности, решение которой необходимо искать нам, сегодняшним педагогам.

Поэтому я с радостью принял участие в обсуждении вопросов педагогического образования. И конечно же, мной руководило желание внести свою скромную лепту в формирование «новой дидактики», ведущееся в Ярославском государственном педагогическом университете.

В этой статье был проанализирован опыт зарубежных и отечественных дидактических теорий, а также включены мои собственные исследования идеи научной рациональности.

Кроме того, там был представлен набор подходов, принципов, методологический инструментарий и динамика дидактической мысли на различных этапах развития науки. Этот исторический экскурс я предпринял потому, что предпочитаю все же учиться на чужих ошибках - в отличие от любителей «разрушать всё до основания , а потом строить на пустом месте новый мир».

Также в статье был сделан акцент на главной идее конструктивизма - конструировании знания каждым учащимся индивидуально посредством понимания собственных метакогнитивных стратегий. Ведь именно индивидуальность каждого ребенка играет существенную роль в его дальнейшей жизни (если, конечно, эту индивидуальность не задавить изначально).

Я также отбирал только тот материал, который отражает мое личное видение решения проблемы модернизации дидактического знания. Выбирал я фактически по принципу из еврейского анекдота, когда Изю просят назвать лишнее в ряду слов "морковь, картошка, лук и «Лексус»", и Изя отвечает, что лишнее – это морковь, картошка и лук.

И я пришел к главному выводу: дидактика в современной науке не только не утратила своего значения, но и является тем самым «Лексусом» - флагманским направлением педагогической науки. Ведь именно новые дидактические решения способны сдвинуть систему образования с «парковки» - «полюса стабильности» в виде классно-урочной системы.

И хотя многие педагоги считают, что систему современного образования можно описать словами классика «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…», я все же с оптимизмом смотрю в будущее – как тот еврей из анекдота: «Лев Моисеевич послушал в лесу кукушку и перестал отчислять деньги в пенсионный фонд».
Я вообще по жизни - СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИСТ .
Связаться со мной:
Telegram
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
WhatsApp