Леонид Райхельгауз
Преподаватель математики

Леонид Райхельгауз

Доцент
Кандидат физико-математических наук

Лекции

Лекция 1. «Теория превращается... превращается... в практику: что нужно моему ребенку и мне»
Ярославль 25.11.2021

Уважаемые родители!

Я сегодня здесь – для того, чтобы...
А собственно – для чего я здесь?

Да... Скорее всего - для того, чтобы рассказать – как получать радость от детей (шутка).
Для названия своего выступления я взял крылатую фразу из одного известного фильма и переделал её под нашу с Вами тематику.

1. Вступление: изменения в системе образования
(особенности процесса обучения в постиндустриальном пространстве)

Каждый родитель хочет как можно больше дать своему ребенку: водит его на всевозможные кружки, лепит-рисует-читает с ним, в выпускных классах выкладывается на репетиторов и подготовительные курсы.
Всё – для того, чтобы потом ребенок стал успешным, самостоятельным и в конечном итоге – счастливым. Согласны?
Но вот в чем проблема:
Вектор успешности и, соответственно, подготовка базы для успешности – в корне поменялись.
В 19-20 веках считалось, что прочно усвоенные школьные знания, ответственное выполнение четко поставленных задач гарантируют успешную карьеру и вообще – успешную жизнь.
В принципе, так и было.
А вот 21 век стал диктовать совсем другие условия для успешности.
Теперь мало заложить знания в головы детей. Востребованными стали творчество, инициатива, поиск новых решений для старых задач.
И вы, уважаемые родители, вероятно, видите это по своим детям: они отказываются уже по 8 часов сидеть и зубрить даты и правила... Не так ли?!
Но это – не потому, что они «разболтались и кнута для них нет».
Просто изменилась жизнь...Изменилось всё.. И дети это интуитивно чувствуют... Мы – понимаем (или не понимаем)... А они – чувствуют... И, соответственно, ведут себя по-другому. В том числе – во время обучения (в школе, дома, в учебном заведении).

2. Вопрос родителям: чего они хотят от ребенка?
(чтобы был удобным для школы или раскрыл таланты)

И что же делать родителям? Как теперь помочь детям? С чего начать мамам и папам?
Когда мне задают подобные вопросы, я всегда шучу: «Начните с бокала вина вечером...»

А если серьезно...
Вероятно, изначально родителям надо ответить на вопрос: чего они
хотят от своего ребенка?
И выхода здесь два:
1. Делать ребенка как можно более «соответствующим» требованиям школы.
2. Или же идти по пути раскрытия талантов детей.
Дело в том, что ВСЕ дети умные и талантливые. Да-да! Чтобы вы там мы, взрослые, не думали и не говорили!
Просто есть «умные» - для школы. Это дети, которые по своему психотипу легко могут воспроизводить алгоритмы, особенно в начальной школе.
Есть также другие дети. Тоже умные. Однако при этом слишком любознательные, и им воспроизводить школьные алгоритмы скучно. Такие дети, как говорят сейчас, слишком креативны. И их мозг протестует, чтобы каждый раз делать одно и то же. У таких детей может проседать внимание, память... И все они оказываются НЕУСПЕШНЫМИ - в рамках школы.
Что же делать родителям?
Желая сделать ребенка более успешным в школе, взрослые хотят ему помочь многократным повторением тех задач, которые ему плохо даются. Например, писать диктант 100 раз. Ситуация: ребенок в диктанте сделал 50 ошибок. «Двойка». Потом много тренировался. Стал делать 15 ошибок. И все равно – «двойка». А работа проделана большая. Или же другая ситуация: ребенок плохо приседает. И вот если каждый день заставлять ребенка приседать на 5 раз больше, то к концу лета приседать он будет как чемпион... ну или будет суставы лечить (шутка).
К чему это я говорю? – К тому, что с некоторыми вещами (как, например, математика или приседания) – нельзя делать каждый день на 5 примеров или приседаний больше – чтобы добиться лучшего результата.

3. Интеллект: составляющие интеллекта

Что же делать в таком случае?
Во-первых, разобраться с интеллектом. Интеллектом вообще, и интеллектом своего ребенка – в частности.
Известно, что интеллект состоит из:
1) познават.активности,
2) способности к суждениям
3) креативности

1) Познавательная активность - это наше желание познавать мир. И мы его познаем - когда у нас есть силы и ресурсы. И, главное, когда нам ничего не угрожает.
Вывод: познавательная активность гасится стрессом. Вывод для родителей: убираем стресс.

2) Способности к суждениям – это способности
- анализировать, оценивать, обрабатывать информацию,
- строить выводы, планы, стратегии
- видеть причины и следствия
- отличать главное от второстепенного
- оценивать аргументы
- оценивать контекст
- расширение кругозора
- системность мышления
Всё это делает человека умным, воспринимается всеми как «умность». Выводы для родителей: развивать эти способности.

3) Креативность – это способность из всей собранной и обработанной информации создать что-то новое. Это - творческая составляющая.
Человек может быть умным, но не креативным. И наоборот. То есть, например, кто-то из небольшого объема информации выдаст кучу идей. А кто-то прочитает всю мировую литературу и ничего не выдаст.
Выводы для родителей: оценить степень креативности своего ребенка... И не требовать от ребенка делать то, что ему не дано природой. Или же пробовать развивать креативность... По желанию...

4. Виды интеллекта

Теперь перейдем к видам интеллекта.
Их 10.
И задача родителей – это правильно ПОНЯТЬ интеллект своего ребенка, и не требовать, чтобы музыкант стал спортсменом, а любитель природы – музыкантом.

Итак, виды интеллекта:

1) Пространственный интеллект – способность ориентироваться в пространстве. Многое в нашей деятельности связано со способностью ориентироваться в пространстве. Если у ребенка – такой интеллект, ему будут хорошо даваться геометрия/стереометрия. И также будет хорошо развита мелкая моторика.
Лучшие профессии для таких людей: архитектор, футболист (понимать – куда ты, куда мяч, куда – остальные участники), работа в ателье закройщиком, ювелир, пластический хирург.

2) Телесно-кинетический интеллект – способность чувствовать свое тело и владеть своим телом. Такие дети ловкие, с хорошей координацией, они хорошо чувствуют свои мышцы.
При таком интеллекте детям сложно высидеть 45 минут в школе неподвижно.
И тут очень хорошо, если ребенка отведут в спортивную секцию. А там – как сложится.

3) Музыкальный интеллект – это способность чувствовать и передавать ритм, различать голоса птиц, разбираться в нотах.
Тут – прямая дорога в музыку – по любому направлению. Как в том анекдоте: «Если еврейский мальчик идёт без скрипочки - значит, он играет на фортепиано».
2 и 3 виды интеллекта – это фактически – одаренность. Если родители смогут это понять и главное – ПРИНЯТЬ – тогда стоит помочь ребенку развить его талант...
Если попробуете задушить на корню талант – считайте, что боретесь с интеллектом... Решение и выбор – за вами, уважаемые родители.

4) Вербальный интеллект – востребован в образовании. Это умение владеть речью, способность хорошо выражать свои мысли словами.

5) Логико-математический интеллект – это Я. Со всеми своими доказательствами и логическими советами.
Для школы – одаренный ребенок – это ребенок либо с 4), либо с 5) видом интеллекта.

6) Межличностный интеллект – это способность «чувствовать» других людей: способность понимать их мотивы, находить общий язык, осознавать их интересы. Это способность нравится людям, добиваться своего от людей, быстро просчитывать людей, комбинировать, выстраивать стратегии.
Дети с таким интеллектом – это будущие руководители, маркетологи, и, увы, иногда даже мошенники.
Такие дети очень часто болтливы...и от этого имеют проблемы в школе.
Совет родителям: не ругать. Не давить. Направлять в нужное русло (пусть постоянно отвечает на уроках). Как в анекдоте: «Мой сын свободно говорит на русском, английском, и на других уроках его тоже не заткнуть».

7) Внутриличностный интеллект – способность разбираться в самом себе: что чувствую, что хочу, почему нервничаю.

8) Натуралистический интеллект – незаслуженно игнорируется как родителями, так и школой. Это те дети, у которых любая посаженная палка цветет, а любое животное в одиночестве размножается. В общем, «всё косится и доится»... Это будущие ветеринары и садоводы.
Родителям – просьба не мешать (шутка)!

9) Эстетический интеллект - это способность видеть гармонию, отличать красивое от некрасивого.. Это те самые дизайнеры, про которых шутят, что «дизайнер – это не профессия, а ориентация».

10) Экзистенциальный интеллект – это способность мыслить на метауровне, думать о духовном, думать философски и искать смысл жизни.

Люди с разными видами интеллекта различаются тем, что у них разная познавательная активность.
Многое из этого – врожденное, со многим мы уже приходим в этот мир. Но мы можем так с собой договориться, чтобы можно было развить определенный навык – для комфортной жизни (в школе, например). Например, знать и решать математику так, чтобы было комфортно на уроке и маме – на родительском собрании.
Итак, с познавательной активностью, креативностью и видом интеллекта Вашего конкретного ребенка Вы разобрались.
Вы, надеюсь, также поняли, что на активное познавание влияет стресс.
Знаете, как в том анекдоте, когда на контрольной явно переволновавшийся ученик спрашивает учителя: «А писло чесать?» На что учитель отвечает: «Чешите, если поможет». Так вот. Такие и подобные стрессы надо убирать.

5. Осознанность учебной деятельности

Теперь мы переходим ко второму важному моменту достижения хорошего результата в математике (и других предметах).
Речь идет об ОСОЗНАННОСТИ учебной деятельности.

И здесь помощь и контроль взрослых – очень важны.
Если на вид интеллекта невозможно повлиять – так как он врожденный, то по оценке уровня проявления осознанности усвоения материала можно определить – разобрался ребенок или нет в какой-то определенной теме.

Обычно по наиболее очевидному, первому уровню – по речи, определяют, насколько ребенок всё понял.
Если ребенок во всем разобрался – он излагает материал своими словами. Если «шпарит как по писанному» - просто зазубрил.
Поэтому задача взрослых (родителей и/или учителей) – проверять и – обязательно доводить до уровня ПОНИМАНИЯ любой материал.

Следующий, второй уровень осознанности – это систематизация знаний при ответе на вопрос.
Здесь также можно и, вероятно, следует контролировать (в том числе и родителями) процесс учебы.

И, наконец, третий уровень осознанности – это способность самостоятельно применять всю совокупность полученных знаний в нестандартных ситуациях с применением творческой деятельности.
Конечно, чтобы ребенку выйти на третий уровень, нужно время. Оно нужно для получения знаний. Затем – для освоения. Потом – на применение в аналогичных заданиях. И лишь в конце этой цепочки – ребенок будет в состоянии построить новый алгоритм решения.

Совет родителям: не нужно ребенку помогать УЧИТЬ материал. Достаточно помочь понять – насколько ребенок сам во всем разобрался. Для Вас это очевидно. А вот для него – нет.

Еще одним важным моментом для формирования успешности следует считать СПОСОБНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ СОХРАНЯТЬ УСТОЙЧИВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

6. Формирование успешности - способность сохранять образовательный результат

Еще одним важным моментом для формирования успешности следует считать СПОСОБНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ СОХРАНЯТЬ УСТОЙЧИВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Эта проблема для меня лично особенно важна и я даже выбрал ее темой моей докторской диссертации, которую сейчас пишу.
Так вот. Суть этой проблемы – в следующем: необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок мог достигать определенного уровня результата (в частности, в математике), сохранять его и уметь воспроизводить при разных изменениях. То есть могут меняться школы, учителя, формат обучения (очный, дистанционный, заочный), а результат при этом сохраняется, а потом улучшается. То есть чтобы не было ситуации, когда ребенок с репетитором дома решает, а потом приходит на экзамен – и все забывает.
Для того, чтобы сформировать подобную устойчивость, нужно разобраться – каковы факторы этой устойчивости.
Для этого в мае 2019 года мы провели исследование – опросили 78 школьных учителей в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Они обозначили следующие факторы устойчивости результатов обучения математике:
- способности 32%
-старание/трудолюбие 38%
- владение технологией 41%
- освоение знаний, умений, навыков 69%
- компетентность преподавателя 28%
- контроль родителей за домашним заданием 14%

Вывод: 69% школьных учителей считают, что устойчивость образовательных результатов зависит от освоения знаний, умений и навыков.
А вот роль контроля родителей – минимальна.
То есть, конечно же, в начальной школе – один уровень контроля родителей. В 5-6 классе – другой... А вот уже в выпускных классах – как видите – на устойчивость Вы уже будете влиять минимально.

7. Связь между математической тревожностью
и уровнем устойчивости результатов

Почему же тревожится ученик?
Тут множество причин: и страх неудачи, и неуверенность в себе/своих знаниях, и просто психотип такой: из-за всего волноваться и тревожиться. Знаете, как в том анекдоте, когда спрашивают у учителя математики: «Чем отличается флегматик от холерика? И учитель отвечает: «Флегматик знает, что 2 + 2 = 5 и спокоен. А холерик уверен, что 2 + 2 = 4, но нервничает».
В любом случае – задача нас, взрослых (и родителей, и учителей) – научить детей преодолевать эти страхи, преодолевать трудности... или же – по крайней мере, снизить уровень зависимости результатов от всей этой тревожности.

8. Причины тревожности и мотивационная готовность
учащихся к преодолению трудностей

Для этого следует (как родителям, так и учителям... а еще лучше - совместно) проанализировать, какая из следующих причин формирования тревожности «буксует» образовательный результат, мешает учиться:

1) общий уровень интеллекта (это – про вид/совокупность нескольких видов интеллекта у ребенка).
Тут – уже никуда не денешься: что заложено природой – с тем и работаем (шутка)

2) время, потраченное на дом.задание.
Может быть, ребенок нецелесообразно использует это время. Или вообще не делает дом.задания - вот и волнуется. Как выясняется - не случайно!
Совет родителям: усадить, убедить делать домашнее задание.

3) страх выступать
Думаю, тут понятно, что нужно делать.

4) уровень усталости
Да, бывает, что и дети (а не только мы, взрослые) устают: кружки, по 6 уроков, дом.задания... еще и проблемы на личном фронте..
Совет родителям: строго следить за режимом дня, давать возможность ребенку высыпаться... и не убиваться в кружки и доп.занятия.

5) уровень социального интеллекта и его влияние на страх выступать Здесь – снова: разговоры с ребенком, работа с педагогами и психологами.

6) климат в коллективе
ОЧЕНЬ важная причина неуспеха и плохого результата обучения! И вот как раз за этим – следует очень внимательно следить! Если ребенку некомфортно, неуютно в коллективе, если общий климат – нездоровый – вероятно, стоит идти на всё...вплоть до перевода в другой коллектив (класс, школу).
По данным исследований, почти 70 % проблем в учебе – именно из-за нездорового климата в коллективе!

7) отношение к критике
Также весьма важная причина. Дело в том, что мы все, а тем более – дети, очень остро реагируем на критику. И это – мешает. Причем – по всем уровням: мешает грамотно исправлять свои недочеты, улавливать, в чем именно – ошибка/недочет и прочее.
Совет родителям: стоит снова обращаться к компетентным специалистам.

8) социометрический статус ученика
Это – снова об отношениях в классе, о популярности в классе, о реакции детей друг на друга. Очень важная причина!

Заключение

В заключение хочу подчеркнуть одну, пожалуй, самую главную мысль.
Вы, уважаемые родители – лучше всего знаете Вашего ребенка. И Вы – самый родной для него человек.

И я прошу Вас не забывать, что ребенок дается Вам – для радости, для проработки своих реакций и убеждений. А не для того, чтобы он ЕГЭ хорошо сдал (шутка).
Любите своего ребенка! И тогда всё у Вас и у Вашего ребенка будет хорошо!
Спасибо за внимание!
Будем знакомы!
Нажимая на кнопку "Подтвердить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Давайте знакомиться! Кем вы являетесь? Выберете нужный ответ из списка:
В какой школе или ВУЗе вы (или Ваш ребенок) обучаетесь?
Введите ответ ниже
Ваш e-mail
Введите Ваш e-mail
Введите Ваш телефон
Как Вас зовут?
Введите Ваше имя
Close
Связаться со мной:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
Личный кабинет
Кем вы являетесь?
Как Вас зовут?
Ваш e-mail
Ваш телефон
Ваш Skype
Где Вы обучаетесь?
Класс
Как зовут родителя?
Телефон родителя
Нажимая на кнопку "Регистрация", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Как Вас зовут?
Ваш e-mail
Ваш телефон
Где Вы обучаетесь?
ВУЗ
Где Вы обучаетесь?
Факультет
Курс
Группа
Нажимая на кнопку "Регистрация", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности